Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №5 (апрель 2013 года) » Особенности гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

И.В. Белоусова. Формирование у детей патриотических чувств к родному городу посредством реализации познавательно-творческого проекта «Любимый город Санкт-Петербург».


Автор: Белоусова Ирина Вячеславовна, ГБДОУ детский сад № 86 Приморского района Санкт-Петербурга, старший воспитатель, стаж работы 23 года, высшая квалификационная категория.

 

Мы очень любим город свой,
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем,
И он растет, и мы растем.
(М. Борисова)

 

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. А почувствует ли человек привязанность к родному городу или отдалится от него, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. У каждого человека есть свое любимое место на земле. Сколько бы ни было человеку лет, он всегда помнит, где прошло его детство.

Каждый проявляет свою любовь к городу по-разному. Так поэты писали стихи о любимом городе, композиторы сочиняли музыку, художники отображали свои чувства в картинах, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на долгие годы.

Чувство любви к родному городу начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Чувство любви к родному городу начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, что его восхищает, удивляет.

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту природы, зданий, скульптур. У детей возникает вопрос, для чего люди украшают место, где они живут. Познавая это, дети пытаются отразить свои впечатления в рисунках, играх, рассказах. Дети начинают понимать, что состояние города зависит от отношения к нему жителей. К сожалению, из-за нехватки времени многие родители не уделяют должного внимания формирования у детей патриотических чувств. В таких условиях нравственно-патриотическое воспитание – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, основу которого составляет развитие у детей нравственных чувств. Результативность ознакомления детей с родным городом во многом зависит от того, как взрослые донесут до них необходимые знания. Важно использовать формы и методы, вызывающие яркие эмоции и чувства по отношению к любимому городу, которые будут способствовать проявлению деятельностной позиции: познание достопримечательностей города на прогулках, чтение детской художественной литературы, в которой представлена оценка родного города. Просмотр слайдов и видеофильмов о городе позволят ближе познакомиться с достопримечательностями, рассмотреть их в деталях.

Активность детей обеспечивается созданием в группе уголка Петербурговедения, где ребенок может рассматривать карту города, книги и иллюстрации, открытки с видами. Создавать коллажи и макеты, с которыми можно играть.

Интеграция краеведческого содержания с другими разделами может быть в следующем:

 - Прогулки по городу обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья детей;
- Обсуждение с детьми правил безопасного поведения на улице;
-Участие в совместном с взрослым труде на участке детского сада;
- Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения художественной литературы о Санкт-Петербурге. Накопление опыта участия в беседах о событиях, происходящих в городе, о памятниках архитектуры, участие в придумывании сказок и историй о жителях города;
- Рассматривание картин отражающих отношение людей к городу;
- Обсуждение и составление рассказов о профессиях горожан;
-  Участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях города.

Хочется, чтобы Санкт-Петербург стал для детей родным не только на словах, но и в душе. С учетом всех аспектов воспитательно-образовательной работы по формированию у детей патриотических чувств к родному городу можно реализовать познавательно-творческий проект «Наш любимый Санкт-Петербург», участниками которого станут воспитатели, дети и их родители.

Целью данного проекта будет являться воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.

Задачами проекта могут быть:

 - Знакомство дошкольников с историей возникновения города, именем основателя;

 - Уточнение и закрепление знаний детей о Санкт-Петербурге с помощью прогулок и экскурсий;

  - Развитие связной речи на основе составления мини-сочинений и бесед;

 - Воспитание любви к русской природе в процессе рисования городских пейзажей;

 - Развитие мелкой моторики рук в непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию;

 - Закрепление полученных детьми знаний о родном городе с помощью дидактических игр;

 - Организация совместной деятельности детей и родителей в ходе ознакомления с городом.

Реализация проекта может предусматривать несколько этапов.

Предварительный этап предполагает отбор и систематизацию воспитателем материала по теме проекта. Подбирается иллюстративный материал, художественная литература, пословицы, поговорки и дидактические игры. Для родителей подготавливаются рекомендации о посещении с детьми памятных мест с целью ознакомления с достопримечательностями города.

Первый этап- это творческое задание для детей и их родителей, например, «Петербургская семья», изготовление семейного древа с фотографиями членов семьи или изготовление книжки малышки о своей семье.

Знакомство с городом можно начать с экскурсии в детскую библиотеку. По пути узнать о прилегающих к детскому саду улицах и их названиях. Экскурсия в библиотеке может быть посвящена выставке книг о Санкт-Петербурге и презентации о возникновении и развитии города. Для определения уровня знаний дошкольников о Санкт-Петербурге необходимо провести индивидуальные беседы на тему: «Что бы ты рассказал гостям о своем городе?». Учитывая результаты бесед, родителям предложить консультации: «В часы семейного досуга», «Санкт-Петербург - детям», «Наш район», «Знакомим ребенка с ближайшим окружением». Можно провести нетрадиционное родительское собрание «Воспитание у детей любви к родному городу».

Продолжением работы будет знакомство с символикой города. В ходе этого этапа детьми и родителями создаются семейные гербы, в которых каждая семья отражает свои увлечения, а так же чем она дорожит и гордится. Организуется выставка «Герб моей семьи».

После ознакомления детей с такими понятиями как «здание», «фасад», «этаж», «Собор», «дворец», «статуя», «памятник» организуется изготовление макета города, где дома будут изготовлены из бросового материала родителями совместно с детьми. Здесь дети могут обыгрывать различные ситуации, придумывать истории и т.д.

Так как в процессе игры дети лучше воспринимают и усваивают учебный материал, то следующим этапом будет проведение различных дидактических игр о Санкт-Петербурге с использованием иллюстраций, разрезных картинок и кубиков. «Найди отличие», «Узнай по описанию», «Узнай по фрагменту», «Все ли верно? Докажи» и т.д. Дидактические игры и упражнения помогают закрепить полученные знания, учат детей общаться друг с другом, развивают память, логику, мышление.

Каждая прогулка и экскурсия в город закрепляется любым продуктом детской деятельности, а так же совместной работой детей и родителей, например, стенгазеты, поделки, фотоальбомы.

Важной частью проекта по воспитанию чувства гордости за любимый город может быть формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его. Это знаменитые поэты, художники, музыканты, ученые и т.д. Дети знакомятся с этими людьми и их творениями.

Отдельным разделом проекта будет знакомство с районом (местом жительства семей воспитанников ДОУ). Содержание по данному вопросу предусматривает:

- Знакомство воспитанников с название района, его главными улицами и достопримечательностями;
- Оформление фотоальбома для детей;
- Оформление стенда для родителей с информацией о районе и рекомендациями «Советуем посетить».

Особая роль в краеведении отводится праздникам. Яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. Дети имеют возможность окунуться в атмосферу радости и веселья. Все это дополняет социальный опыт ребенка, откладывает в памяти приятные воспоминания детства, связанные с родным городом. С этой целью организуются досуговые мероприятия, викторины, спортивные праздники, где используются стихи, песни, музыка о городе.

Заключительным этапом может быть костюмированный праздник «День рождение Санкт-Петербурга», где дети дарят городу подарки в форме поделок «Достопримечательности города».

Таким образом, познавательно-творческого проект «Наш любимый город – Санкт-Петербург» рассчитан на два года и включает разные формы непосредственно образовательной деятельности основанной на принципах доступности в соответствии с возрастом дошкольников, деятельностного подхода (продукты детской деятельности). Материал дается с постепенным усложнением, корректировкой содержания. В процессе работы по воспитанию любви к родному городу большое значение следует придавать трудовой деятельности детей. Важно обратить внимание на труд других людей, на то, что все окружающие вещи и предметы сделаны руками людей разных профессий, благодаря усилиям которых город становится чище и лучше.

Очень многое зависит от родителей воспитанников. Взрослые должны знать, что и как показывать ребенку, как обеспечить эмоциональное восприятие наблюдаемого, как не перегружать детей впечатлениями.

При знакомстве с историей города, его достопримечательностями воспитатель должен сам показать ярко выраженное отношение к родному городу и его истории.

Таким образом, сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет знания детей, помогает им открывать и познавать родной город гораздо глубже и быстрее. Опираясь на полученные в ходе проекта знания, их наблюдения, впечатления необходимо создать атмосферу сотворчества. Ведь только интерес ребенка, его активная позиция деятельностного познания может помочь почувствовать привязанность к родному городу.

 

Список источников

  1. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город. СПб.,1995.
  2. Алифанова Г.Т., Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. СПб, 2005.
  3. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.В. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Прохорова О.А. Познавательно-творческий проект «Наш любимый город – Москва»:Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №9 сентябрь/ 2012. МЦФЭР.