Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №5 (апрель 2013 года) » Пленарное заседание

И. В. Звонцева. Проект духовно-нравственного воспитания «Азбука добра»


Автор: Звонцева Ирина Валентиновна, ГБОУ СОШ № 425 им. П.Л.Капицы, учитель русского языка и литературы, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория.

 

Наша школа долго была лишена возможности воспитывать подрастающее поколение, опираясь на традиции отечественной православной педагогики. Но есть время разбрасывать камни и время – собирать камни. Сегодня образование и духовность являются неразрывным звеном в воспитании личности, и у педагогов появилась возможность планировать свою работу с учетом новых школьных стандартов по духовно-нравственному воспитанию. В русской культуре нет иных ценностей, кроме христианских, поэтому основным направлением воспитательной работы в школе должен стать православный путь, по которому шел наш народ со дня своего Крещения. Современные дети часто лишены нравственных ориентиров, у них отсутствуют внутренние запреты, «заповеди», что создает определенную почву к варварским суждениям и понятием, а подчас и действиям. Идеалом современного ребенка служит потребление в различных формах. Родители сами развивают в них это качество, выражая свою любовь через покупку дорогих вещей. Возвращение к идеалам добра, к нормам культуры, привитие нравственных ценностей – вот задача современного учителя. Ради этих высоких целей и задуман проект «Азбука добра».

«Азбука добра» – это инновационный проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся 5-9 классов, организованный в игровой форме и рассчитанный на три года. Проект представляет собой игру-путешествие по историческим местам родного города в поиске утраченных букв «Азбуки добра». В комплект игры входит карта Кронштадта с нанесенными объектами путешествия и набором из 32-х букв, которые участники расставляют после каждого тура игры на определенный пункт путешествия. К игре прилагается комплект с письмами-заданиями к каждой букве азбуки. Задания разработаны с учетом возрастных особенностей детей и различны по форме: необычные экскурсии, паломнические походы, акции, исследования, встречи с интересными людьми, беседы со священником, субботники, творческие конкурсы. Задания выбирает сама команда, соизмеряя свои силы и творческие возможности. Финалом игры является полностью расставленные на карту буквы и выставка рисунков-буквиц. Наградой для всех команд в конце каждого учебного года является экскурсия в один из художественных вузов Санкт-Петербурга и тематическая неделя, посвященная последней букве. Так, например, буква П – Письменность - была приурочена ко Дню славянской письменности, и в школе была организована целая тематическая неделя, насыщенная интересными событиями. Для 5-6 классов проводилась игра «Аз, Буки, Веди», в которой ребятам предлагалось перевести тексты Гоголя с украинского на русский, побывать на «Фабрике пословиц», совершить «путешествие по телу», вспоминая старые названия глаз, щек, плеч и т.д., попробовать себя в качестве каллиграфа. В рамках недели была организована выставка лучших тетрадей, проведена акция «Меняемся книгами», состоялся телемост с 45 школой Киева, во время которого дети вместе нарисовали букву П.

Проект «Азбука добра» поддерживается родительским комитетом школы, советом старшеклассников и церковным советом Собора Владимирской иконы Божией Матери города Кронштадта.

В основе проекта «Азбука добра» заложена структура старославянской азбуки, где каждая буква имела не только название, но и несла в себе духовно-нравственные ценности, «азбучные истины», истины, которые человек узнает из своей первой в жизни книги. Какие же это они? Аз Буки Веди – Я Бога ведаю. Аз – основа, начало. Я – с меня начинается мой мир. В современной азбуке Я – последняя буква алфавита. И только Глаголь Добро – говори, делай добро: «Глаголом жечь сердца людей». Глагол – это и слово, и дело одновременно. Говорю – значит делаю. И делаю добро.

Эти знания действительно необходимы людям, и желательно получить их с самого раннего возраста, чтобы успешно применять их на практике. «Азбуку знай и говори хорошо». Первое славянское стихотворение – азбучная молитва:

Трудитесь усердно, земляне,

И, как подобает разумным людям,

Постигайте мироздание!

Несите слово убеждённо:

Знание – дар Божий!

Дерзайте, вникайте,

Чтобы Сущего свет постичь!

Мудрость жизни заложена в самой славянской азбуке, и при её изучении ребенок постигал основы нравственности и духовной доброты.

Старт игры начинается с буква Д – добро, затем следующие буквы: М - милосердие, А – ангел Рождества, К – колядки, Л – любовь, В – вера, Н – надежда, П – письменность, Ш – школа, З – земля, Ф – философия, Т – терпимость, Ё – ёлка новогодняя, Б – благотворительность, Э – экология, Ж – жизнь, У – усыновление, С – сострадание, Ю – юность, Р – Россия, Ы – мы, Я – я есмь, «Ь» – мягкость сердца, «Ъ» – твердость духа, Ц – целомудрие, И – Святой Иоанн Кронштадтский, Х – храм, О – открытие, Ч – чудо, Щ – щедрость, Г – глагол, Е – евангелие. Каждая буква связана с какой либо памятной датой или праздником. Так, например, буквы А, К, Ё, Б выполнялись накануне зимних каникул и во время святок, М была приурочена ко Дню инвалидов, буквы В и Е посвящались празднику Пасхи.

Старт игры начинается в канун празднования именин святого праведного Иоанна Кронштадтского с буквы Д – добро. Команды собираются вместе, им читается легенда об утраченной «Азбуке добра» и объясняются условия игры, вручается первое письмо с заданием.

После выполненного задания учащиеся получают от куратора игры (им может быть любой взрослый) найденную букву и устанавливают её на карте. Во время игры ведётся дневник путешествия.

Затем творческие коллективы классов собираются в зале для беседы, посвященной рисованию найденной буквы Азбуки добра, и начинается процесс совместного творчества. Каждая буква в нашей азбуке, как в кириллице, отражает определенную нравственную категорию – духовную ценность формирующейся личности ребенка. Свободный от традиционной азбуки порядок букв позволяет откликаться на любые события окружающего мира. Так, например, появилась незапланированная буква Я – «Япония, мы с тобой!», идею которой подсказали сами участники проекта. Откликнувшись на трагические события в Японии, дети захотели передать свои рисунки в японское посольство, что и было сделано впоследствии. Консул передал слова благодарности и пригласил участников проекта на фестиваль «Японская весна в Санкт–Петербурге». Такая гибкость проекта позволит, не меняя общего направления, откликаться на события внешнего мира.

Мероприятия проекта проходят один раз в месяц, не считая экскурсий и чаепитий по подведению итого конкурса.

Проект «Азбука добра» достаточно легко может изменяться в зависимости от особенностей образовательного учреждения и места его нахождения. Карта г. Кронштадта может быть заменена на карту другого города и отражать те достопримечательности, которые имеются в нем.

Легенда об Азбуке добра

В школах дети с младших классов изучали Азбуку добра и следовали в своих поступках каждой ее букве. В давние-давние времена люди создали Азбуку добра, в которой определялись нравственные заповеди их жизни, они стали учиться жить по этой мудрой книге. Из поколения в поколение бережно передавали они книгу знания о добре, тщательно берегли ее и хранили. И был мир и согласие между людьми, любовь и милосердие, сострадание и терпимость. Люди были набожными и богобоязненными, мягкосердечными и чистыми в своих помыслах.

Шло время, в стране стали появляться люди, которые говорили, что нельзя учиться по старым книгам, что нужны новые учебники и новая Азбука, а старую Азбуку нужно сжечь. Многие буквы стали стираться из памяти людей, и люди забыли о добре, обратились в сторону зла, их сердца наполнялись завистью, злостью и ненавистью. Чтобы сохранить Азбуку добра, один храбрый юноша, служивший юнгой на корабле, решил её спрятать и увести в надежное место. Этим местом он выбрал город – крепость Кронштадт, расположенный на острове Котлин. Город был хорошо защищен со всех сторон фортами, военные корабли были в боевой готовности и охраняли его день и ночь. А люди на острове еще жили по старым законам и не собирались менять свои взгляды. Они помогли молодому человеку спрятать буквы Азбуки.

Прошло много лет. За это время сменилось несколько поколений, страна стала жить по новым законам, и люди, оглянувшись по сторонам, поняли, сколько зла они натворили, утратив Азбуку. Они стали искать её, но нигде не нашли. Тогда один из морских офицеров вспомнил о каком-то свитке, завещанном перед смертью его дедом. Когда молодой человек развернул его, то увидел карту Кронштадта с пометками мест, где были спрятаны буквы Азбуки добра. Карта выглядела очень старой, она плохо сохранилась. Около каждой пометки офицер с трудом разобрал написанные мелким почерком задания. Он не знал плана города и понял, что может найти буквы только с помощью жителей города и обратился к ним в своих письмах.

Дорогие кронштадтцы! Давайте поможем восстановить Азбуку добра и выполним все задания, чтобы добро и справедливость вновь были в сердцах людей.