СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Бавыкина Марина Александровна, ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель математики, стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория.
|
В рамках ФГОС целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения данной цели предлагается решать задачи, соответствующие трём областям: области формирования личностной культуры, области формирования семейной культуры, области формирования социальной культуры.
В области формирования социальной культуры указываются такие задачи как:
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России.
2013 год является годом столетия со дня освящения Морского Николаевского собора. Я, как учитель, работающий в Кронштадте, понимала, что не могу не поговорить с детьми об этом событии. И в тоже время, говоря о соборе, не смогу говорить только о красоте архитектуры или об истории. Я хотела обсудить, с какой целью был построен этот собор, и почему важно было его восстановить. Морской собор - храм-памятник всем чинам Российского флота. Поэтому его называют общефлотским храмом-памятником. Таких храмов в дореволюционной России было построено всего два. Но один из них храм Христа-Спасителя (Спас-на Водах) в Санкт-Петербурге был полностью разрушен.
Тема занятия звучала как «Память из рода в род», такими словами заканчивается каждое православное богослужения об умерших. Хотя на церковно-славянском языке это звучит несколько иначе: «память их в род и род».
Целью занятия было: показать духовно-нравственную составляющую создания Морского собора как храма-памятника. А для этого мне показалось важным объяснить: чем отличается храм-памятник от других православных храмов; чем отличается храм-памятник от других памятников, посвященных морякам. Кроме этого настоятель Морского Собора протоиерей Святослав Мельник посоветовал говорить о любви к ближним. О любви, которая не кончается, даже когда человека нет рядом. О той любви, которая является основополагающим принципом православия. Исходя из сказанного, были сформулированы задачи занятия.
В ФГОСах прописаны следующие направления организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
• воспитание гражданственности, патриотизма (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю);
• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: служение Отечеству);
• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: любовь и верность; представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения)
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека).
К каждом случае выделяются ценности, позволяющие осуществить данное направление.
Свое занятие я построила как беседу с элементами диалога. Вопросы, обращенные к учащимся можно разделить на три категории, соответствующие перечисленным направлениям.
Вопросы о религии
- Почему собор называют Николаевским?
- Что такое храм, для чего строят храмы?
- Чем обычно украшены стены храма?
- Что такое икона?
- Что такое молитва?
- Мы разбирали значение каждого слова и общий смысл евангельской фразы «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Вопросы о нравственных категориях
- Что значит любить человека?
- Что может произойти, если мы не будем помнить о погибших за нас?
- Надо ли помнить всех погибших? Или достаточно помнить отдельные имена, экипажи, события?
- Что такое человеколюбие?
Об истории флота
- Какой морской адмирал, прославлен в лике святых?
- О памятниках Кронштадта, посвященных морякам.
Заканчивалось занятие словами Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла о роли Морского собора для современной России: «Кронштадт всегда был воротами в Северную столицу. Храм будет замечательной визитной карточкой современной России, которая своей нынешней деятельностью сопрягает времена, сопрягает эпохи. Потому, что именно восстанавливая преемство, мы можем обеспечить процветающее будущее нашей страны. А так и должно быть. В России строились замечательные храмы в пограничных городах именно с той целью, чтобы каждому, кто приезжал в русские пределы, один взгляд на этот собор давал понимание того, в какую страну он приехал».
Один из последних вопросов к учащимся: Как называют нашу землю? Почему Русь называют святой?
У меня была ещё одна цель, которую я не озвучивала. Я заметила, что для некоторых детей понятие веры стоит в одном ряду с понятиями волшебства, суеверия, колдовства, мистики. Мне хотелось выделить из этого ряда православие и показать его близость не к этим понятиям, а к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому тема звучит как « память из рода в род». Храм-памятник призывает помнить. И этот призыв отражен в памятных досках и ежедневной молитве за всех погибших. Для того чтобы дети сами услышали как поминают в храме тех, кто внес значительный вклад в историю Российского флота и постройку Морского собора на занятии был показан фрагмент видеозаписи с молитвой за умерших.
В новых стандартах прописаны принципы организации содержания воспитания и социализации обучающихся.
- Принцип ориентации на идеал.
- Принцип следования нравственному примеру.
- Принцип диалогического общения со значимыми другими.
- Принцип полисубъектности воспитания и социализации.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Остановимся подробнее на последнем принципе. Он подразумевает интеграцию содержания различных видов деятельности обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Для решения этой задачи обучающиеся вместе с педагогами, родителями могут обращаться к содержанию: истории, традициям своей Родины, своего края, своей семьи; жизненному опыта своих родителей; общеобразовательным дисциплинам.
Я являюсь учителем математики. Продолжая тему, связанную с Морским собором, и переходя к направлению эстетического воспитания, мы с ученицей 8 класса 418 школы Сулоевой Анной занимались исследованием «Золотое сечение в архитектуре Кронштадта». Золотое сечение - это такое деление отрезка на две неравные части, отношения между которыми выражено определенной десятичной дробью 0, 618. Нашей задачей было выделить в частности в архитектуре Морского собора именно такие соотношения между частями целого. В результате были сделаны выводы о том, что пропорции Морского собора подчинены закону золотого сечения. Смирнова Анастасия ученица 8 класса 418 школы написала следующее стихотворение о соборе:
Хранятся золотые имена
Погибших всех героев за страну,
Настигла их морская глубина,
Навеки затянуло их ко дну.
Храм-памятник пропитанный слезами,
Молитвой ближних и любовью тех,
Кто сохранял историю веками,
Объединяет, освящая всех.
Не потому ли Русь зовут Святой,
Что мы в молитвах чтим погибших с давних пор,
И в этом мире нет страны иной
С такими храмами, как наш Морской собор.
Используемая литература: