Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Выпуск №5 (апрель 2013 года) » Пленарное заседание

М.А Бавыкина. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности во внеурочной деятельности


Автор: 

Бавыкина Марина Александровна, ГБОУ СОШ № 418 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель математики, стаж работы 11 лет, первая квалификационная категория.

 

 


В рамках ФГОС целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для достижения данной цели предлагается решать задачи, соответствующие трём областям: области формирования личностной культуры, области формирования семейной культуры, области формирования социальной культуры.

В области формирования социальной культуры указываются такие задачи как:

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России.

                  2013 год является годом столетия со дня освящения Морского Николаевского собора. Я, как учитель, работающий в Кронштадте, понимала, что не могу не поговорить с детьми об этом событии. И в тоже время, говоря о соборе, не смогу говорить только о красоте архитектуры или об истории. Я хотела обсудить, с какой целью был построен этот собор, и почему важно было его восстановить. Морской собор - храм-памятник всем чинам Российского флота. Поэтому его называют общефлотским храмом-памятником. Таких храмов в дореволюционной России было построено всего два. Но один из них храм Христа-Спасителя (Спас-на Водах) в Санкт-Петербурге был полностью разрушен.

                  Тема занятия звучала как «Память из рода в род», такими словами заканчивается каждое православное богослужения об умерших. Хотя на церковно-славянском языке это звучит несколько иначе: «память их в род и род».

                  Целью занятия было: показать духовно-нравственную составляющую создания Морского собора как храма-памятника. А для этого мне показалось важным  объяснить: чем отличается храм-памятник от других православных храмов; чем отличается храм-памятник от других памятников, посвященных морякам. Кроме этого настоятель Морского Собора протоиерей Святослав Мельник посоветовал говорить о любви к ближним. О любви, которая не кончается, даже когда человека нет рядом. О той любви, которая является основополагающим принципом православия. Исходя из сказанного, были сформулированы задачи занятия.

                  В ФГОСах прописаны следующие направления организации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

• воспитание гражданственности, патриотизма (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю);

• воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: служение Отечеству);

• воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: любовь и верность; представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения)

• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека).

К каждом случае выделяются ценности, позволяющие осуществить данное направление.

Свое занятие я построила как беседу с элементами диалога. Вопросы, обращенные к учащимся можно разделить на три категории, соответствующие перечисленным направлениям.

Вопросы о религии

- Почему собор называют Николаевским?

- Что такое храм, для чего строят храмы?

- Чем обычно украшены стены храма?

- Что такое икона?

- Что такое молитва?

- Мы разбирали значение каждого слова и общий смысл евангельской фразы «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Вопросы о нравственных категориях

- Что значит любить человека?

- Что может произойти, если мы не будем помнить о погибших за нас?

- Надо ли помнить всех погибших? Или достаточно помнить отдельные имена, экипажи, события?

- Что такое человеколюбие?

Об истории флота

- Какой морской адмирал, прославлен в лике святых?

- О памятниках Кронштадта, посвященных морякам.

Заканчивалось занятие словами Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла о роли Морского собора для современной России: «Кронштадт всегда был воротами в Северную столицу. Храм будет замечательной визитной карточкой современной России, которая своей нынешней деятельностью сопрягает времена, сопрягает эпохи. Потому, что именно восстанавливая преемство, мы можем обеспечить процветающее будущее нашей страны. А так и должно быть. В России строились замечательные храмы в пограничных городах именно с той целью, чтобы каждому, кто приезжал в русские пределы, один взгляд на этот собор давал понимание того, в какую страну он приехал».
Один из последних вопросов к учащимся: Как называют нашу землю? Почему Русь называют святой?

У меня была ещё одна цель, которую я не озвучивала. Я заметила, что для некоторых детей понятие веры стоит в одном ряду с понятиями волшебства, суеверия, колдовства, мистики. Мне хотелось выделить из этого ряда православие и показать его близость не к этим понятиям, а к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому тема звучит как « память из рода в род». Храм-памятник призывает помнить. И этот призыв отражен в памятных досках и ежедневной молитве за всех погибших. Для того чтобы дети сами услышали как поминают в храме тех, кто внес значительный вклад в историю Российского флота и постройку Морского собора на занятии был показан фрагмент видеозаписи с молитвой за умерших.

В новых стандартах прописаны принципы организации содержания воспитания и социализации обучающихся.

- Принцип ориентации на идеал.

- Принцип следования нравственному примеру.

- Принцип диалогического общения со значимыми другими.

- Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Остановимся подробнее на последнем принципе. Он подразумевает интеграцию содержания различных видов деятельности обучающихся на основе базовых национальных ценностей. Для решения этой задачи обучающиеся вместе с педагогами, родителями могут обращаться к содержанию: истории, традициям своей Родины, своего края, своей семьи; жизненному опыта своих родителей; общеобразовательным дисциплинам.

Я являюсь учителем математики. Продолжая тему, связанную с Морским собором, и переходя к направлению эстетического воспитания, мы с ученицей 8 класса 418 школы Сулоевой Анной занимались исследованием «Золотое сечение в архитектуре Кронштадта». Золотое сечение - это такое деление отрезка на две неравные части, отношения между которыми выражено определенной десятичной дробью 0, 618. Нашей задачей было выделить в частности в архитектуре Морского собора именно такие соотношения между частями целого. В результате были сделаны выводы о том, что пропорции Морского собора подчинены закону золотого сечения. Смирнова Анастасия ученица 8 класса 418 школы написала следующее стихотворение о соборе:

Хранятся золотые имена
Погибших всех героев за страну,
Настигла их морская глубина,
Навеки затянуло их ко дну.

Храм-памятник пропитанный слезами,
Молитвой ближних и любовью тех,
Кто сохранял историю веками,
Объединяет, освящая всех.

Не потому ли Русь зовут Святой,
Что мы в молитвах чтим погибших с давних пор,
И в этом мире нет страны иной
С такими храмами, как наш Морской собор.

 

Используемая литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
  2. Летопись Кронштадтского Морского собора. Режим доступа [http://www.fund-morskoysobor.ru/glavnaja.html].
  3. Прот. Святослав Мельник «Морские храмы Санкт-Петербурга». Режим доступа [http://nikolskiysobor.ru/index.php/doklady/106-prot-svyatoslav-melnik-morskie-khramy-sankt-peterburga].