Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №6 (август 2013 года) » Использование здоровьесберегающих технологий

Л.В. Ефимова. Здоровьесберегающий характер образовательного процесса


Автор: Ефимова Людмила Викторовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 28 лет, высшая квалификационная категория.

 

Совершенно очевидно, что на свете нет ни одного ребенка, который сознательно бы хотел плохо учиться. Когда наш малыш впервые переступает порог школы, он чаще всего преисполнен мечтами о светлом и увлекательном школьном мире, о встрече с умными и добрыми учителями, о скорой возможности говорить с нами на нашем, взрослом языке о доступных для него предметах и явлениях. Одним словом, ребенок хочет хорошо учиться, узнавать новое и стать «хорошим учеником».

Задача учителя начальной школы – создать условия для комфортного пребывания ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание образовательных программ, условия организации учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Важно лишь увидеть эту связь.

Среди множества основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий хочется выделить следующие:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех срессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. (Атмосфера доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха, которые необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психологического состояния).
  • творческий характер образовательного процесса. (Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием нас собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на уроках, занятиях и во внеурочной работе активных методов и форм обучения).

Давно известно, что самое высокое духовное наслаждение человек получает в процессе творчества. Как бабочки, летящие на огонь, люди готовы жертвовать своим покоем, здоровьем, благополучием, когда в них закипает жажда творить. Ребенок в этом смысле наиболее умен. Он не видит и не слышит ничего постороннего, уйдя в волшебный мир игры, он не может оторваться от мелодии, не допев песню.

Творчество возможно при доверии к миру и собственной личности.

  • осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

Согласны ли вы с тем, что «дверь» к обучению должна быть открыта до того, как оно начинается? И дверь эта – дверь в мир наших эмоций.

Какова собственно картина общего процесса образования, если содержательным элементом его объявить нежное прикосновение к ребенку – вне зависимости от возраста, пола, успехов, способностей, поведения либо обстоятельств, в которые он попадает?

Несколько лет назад мне в руки попала книга Н.Е. Щурковой «Нежная педагогика». Я всерьёз заинтересовалась метафорическим названием и, оказалось, что категория нежной педагогики заявляет о новой педагогической тактике, порожденной гуманистической педагогикой. Попытаюсь представить спектр методик и технологий детской деятельности, форм работы с младшими школьниками и поделиться сложившимися педагогическими традициями.

Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что жизнедеятельность большинства учеников протекает в нем с 1,5 до 11 лет, а ежедневно - с 9 до 19 часов. Именно поэтому постоянство и устойчивость гарантии нежного отношения к ребенку как наивысшей ценности жизни обеспечивается системным мышлением педагога. Если профессионализм характеризуется данной чертой, то все элементы системы образования будут содержать в себе необходимые и достаточные элементы для создания планируемого положительного результата.

Каковы же объективные обстоятельства, которые сами по себе возбуждают нежные переживания, а значит, могут быть в руках педагога-мастера сильнейшими факторами воспитания нежности как способности человека? Природа. Музыка. Танец. Речь. Литература. Разум. Приоритет следует отдать природе как фактору исходному. Фауна и флора вызывает зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые ощущения, доставляя нам приятные сенсорные чувства. Для детей с различными зрительными патологиями общение с природой вдвойне необходимо. Именно поэтому вместе с учениками мы радуемся утреннему лучу солнца, заглянувшему в класс, любуемся расцветающей на школьном дворе вишней, о которой обязательно вспомним на традиционном классном празднике «Вот и стали мы на год взрослей…» А первый снег! Да как кстати! Тема урока «окружающий мир» - «Три состояния воды в природе». Мы отправляемся с учениками на школьный двор. И вот – у мальчиков готов снеговик, а у девочек – символ наступающего года. И все сложные для детей термины и процессы превращения воды становятся простыми и понятными. И на уроке литературного чтения с легкостью сочиняются двустишия о зиме:

«Осенние дни улетели, как птицы,

На двор к нам пришла Зима-мастерица».

 

«Кругом бело и все блистает.

И снег в саду уже не тает».

 

Или, какое наслаждение доставляет сочное яблоко, не купленное в магазине, а подаренное щедрой Осенью, роль которой на празднике «Золотая осень» исполняет учительница, а яблоки выращены в ее саду на даче.

На уроке нежное прикосновение особенно важно, так как влияет решительным  образом на учебные успехи ребенка.

Начинается урок развития речи.

- Сегодня, ребята, урок листопада.

Класс затих. И вдруг в тишине – радостное детское приглашение.

- Пойдемте в парк!

Мы покидаем класс, отправляемся в Летний сад и любуемся листопадом. Наблюдаем за листочками различных деревьев, сравниваем их по форме, величине, окраске; задрав головы и открыв рот, наблюдаем за тем, как сыплются с березки золотые монетки, как плавно вальсируют гусиные лапки – яркие листья клена.

- Я нашел! Вот он – кленовый лист! Искренняя радость на лице первоклассника.

А потом, вернувшись в класс, ученики найдут удивительные сравнения: «моя ладошка», «золотая звездочка», «гусиная лапка», «разноцветный веер».

Задание на коррекционном занятии дается посложнее – «Наряди дерево». На деревьях переднего плана листья крупнее, на заднем плане – мельче. Важно и словесное обозначение величины. Или - «Найди пару», соединив изображение дерева и листа. Рассмотри иголочки ели и сосны, сравни их и опиши. И во всем будь внимателен и точен! А вот все тот же кленовый лист. Тот, да не тот. На уроке изобразительного искусства надо вспомнить понятия: цветовой контраст, теплые и холодные цвета, мозаика. А на занятии в кружке «Флористика», создавая свой неповторимый образ кленового листа из различных по форме, цвету и величине семян, проявить фантазию, старание и аккуратность. Ведь это подарок к Дню Учителя!

Еще мы не перестаем удивляться. «Удивление…это начало творческого отношения к миру», - считает В.С. Шубинский. Важным приемом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, готовности задать нестандартный вопрос, принять нестандартное решение. В нашем классном уголке есть постоянная рубрика «Удивительное рядом». Удивительные фотографии и не менее удивительное литературное сопровождение – результат совместной деятельности педагога и учеников на уроках творчества.

Позвольте привести несколько  примеров из опыта работы, отражающих системный подход к организации коррекционной работы по развитию зрительного восприятия наших учеников. Исследуемый параметр – восприятие цвета. Где, как ни на уроке изобразительного искусства говорить о цвете? И не просто говорить, а вспомнить, каким видели, например, небо в разное время года, посмотреть на осеннее питерское небо за окном и нарисовать его, используя различные оттенки синего цвета. Причем, коллективная работа, организованная на уроке, не только позволяет расширить палитру цвета, она также направлена на развитие у детей коммуникативных навыков, что, безусловно, способствует их успешной интеграции в обществе. На уроке литературного чтения коллективный пейзаж поможет второклассникам не только закрепить это понятие как литературоведческое, но и осмыслить стихотворный текст А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…», проникнуться настроением поэта. А музыкальное сопровождение  (П.И.Чайковский «Времена года»: Октябрь) только усиливает яркое впечатление «скучной поры». Не заглядывая в учебник «Окружающий мир», ребята с легкостью догадываются, о чем пойдет речь на уроке, если его тема: «Небесные странники». А вот и новая интрига. В рамках Программы «Толерантность» в районе объявлен конкурс детского художественного творчества «Мы - дети России, мы дружбой согреты». И на питерском небе появились птицы радости и счастья, мира, дружбы и добра. В ходе данной работы, захватывающей ребят своей необычностью и значимостью, формируется восприятие сюжетной картины, обогащается их чувственный опыт, воспитывается художественный вкус.

Музыки тоже должно быть много в жизни ребенка. Она должна окружать его повсюду, за исключением тех моментов, когда нужны тишина уединения, раздумья, творчества, где вмешательство другого человека устраняет личную свободу. У детей со зрительной патологией именно музыка повышает эмоциональную выразительность, делает ярче их образные представления, способствует снижению психомоторной возбудимости, дает возможность самовыражения. Поэтому мы используем музыкальное сопровождение во время проведения физкультминуток и зрительных гимнастик, с целью отдыха и релаксации, а слушание музыкальных произведений и их фрагментов не только на уроках музыки, но и на уроках чтения и изобразительного искусства с целью создания целостного образа воспринимаемого материала. Сколько спето нами песен на праздниках, конкурсах и фестивалях. А сколько написано авторских текстов! Наш класс – ежегодный участник и победитель жанровых конкурсов районного Фестиваля творчества юных. Этот учебный год – не исключение.

С января в классе реализуется творческий проект «Русь. Россия. Родина моя», включающий в себя краткосрочные проекты:

  • «Богатыри земли русской»;
  • «Государственные символы и праздники»;
  • «Прялка-спутница крестьянской жизни»;
  • «Край, в котором я живу»;
  • «Моя семья»;
  • «Русская береза – символ Родины моей»;
  • «Игрушка с секретом».

Реализация проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов: создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, подготовка литературно-музыкальной композиции, встреча в музыкальном салоне, выступление на родительском собрании, семейный праздник.

А наши классные праздники – действительно «классные»:

  • авторский сценарий;
  • роли для всех и каждого;
  • приглашение в соответствии с интригой праздника;
  • оформление, изготовленное учениками;
  • каждое выступление – сюрприз;
  • родители – участники всех затей;
  • смех, улыбки, музыка, радость;
  • подарки.

Девиз нашей школьной жизни - «Ни дня без творчества!» Постоянный творческий поиск, свежие идеи и находки, новые проекты помогают овладевать особым искусством воспитания маленького Человека, носителя богатого внутреннего мира. Следует отметить, что воплощение нежной педагогики, порождая гармонию содержания и формы, усложняет взаимоотношения «педагог-дети» и требует большой профессиональной культуры. Но нам это удается, так как все мы – и дети, и взрослые живем под единой крышей нашего школьного дома в соответствии с педагогическими традициями нежной педагогики, понимая главное: «Нежность порождается нежностью».

Безусловно, что такая организация образовательного процесса способствует сохранению

  • психоэмоционального здоровья, характеризующегося состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, способностью к саморегуляции, управлению своим внутренним психологическим состоянием;
  • социально-нравственного здоровья, отражающего систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющегося в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к чужим точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позиции.

Но главное, она поддерживает в ребенке желание узнавать новое о предметах и явлениях окружающего мира, с удовольствием идти в школу, хотеть учиться и быть «хорошим учеником».

Литература:

  1. Кузнецова В.Г. Обеспечение преемственности коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие/Кузнецова В.Г., Пафнутова Н.В., Генкина С.Г. и др. – СПб: СПбАППО,2011. – 118с.
  2. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся  (1-4 класс). – М.: ВАКО,2005. – 240с. – (Мастерская учителя).
  3. Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб: Издательство «Речь», 2006. – 200 с. ил.
  4. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развиваем зрительное восприятие СПб, Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена 2002г.
  5. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса,2004. – 64с.
  6. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации/ Науч. ред. Л.М.Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002 – с.352
  7. Система работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении. /Сост. ТА. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Следующая статья »