Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №6 (август 2013 года) » Использование здоровьесберегающих технологий

И.Н. Гусынина. «Использование здоровьесберегающих технологий в группах детей с задержкой психического развития в образовательном учреждении компенсирующего вида» (для работников дошкольных учреждений, родителей учащихся).


Автор: Гусынина Ирина Николаевна, Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель, стаж работы 33 года, высшая квалификационная категория.

 

 

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Этот комплекс мер направлен на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Педагог ДОУ является ключевой фигурой воспитательно-образовательного процесса, эффективность которого определяется не только его профессиональной компетентностью, но во многом зависит от его психологического и физического благополучия, отношения к своему здоровью и здоровью детей. Педагог по своему положению, по своей профессиональной и социальной роли является не только носителем знаний, организатором физкультурно-оздоровительной работы, но и воплощением нравственных норм, образом поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является одной из ведущих задач образовательных учреждений. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество детей с хронической патологией, за последние два года, увеличилось в 2 раза, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в 3 раза. Из общей заболеваемости детей дошкольного возраста 75% приходится на ОРВИ и грипп. Увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой – на 90%, нервной системы и органов чувств – на 35%, системы кровообращения – на 56%, эндокринной системы – на 90%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% (по Санкт-Петербургу 45-50%) – со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25% - со стороны носоглотки; у 30-40% младшего дошкольного возраста имеются неврологические проявления; аллергические реакции установлены у 10-23%. Растет число дошкольников с отклонениями и заболеваниями органов пищеварения. К 6-летниму возрасту увеличивается число детей с пониженной остротой зрения.

Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни привела к необходимости определения комплекса мер по реализации задач, направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни дошкольников.

Перед образовательными учреждениями стоят следующие задачи:

  1. Создать здоровьесберегающую среду – пространство самореализации.
  2. Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы.
  3. Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
  4. Стимулировать дошкольника к включению в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности.
  5. Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка.
  6. Формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление здоровья.

Дошкольный возраст является решающим в формировании здоровья. Именно в период до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей знаний и практических навыков здорового образа жизни. Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение собственного здоровья.

Основными составляющими здорового образа жизни являются:
- оптимальный режим дня,
- рациональное сбалансированное питание,
- закаливающие процедуры в режиме дня,
- личная гигиена,
- превалирование положительных эмоций.

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование эффективных педагогических технологий. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей-педагогов-родителей.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ осуществляется в различных направлениях:
- Медико-профилактическое обеспечивает сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала.                

- Физкультурно-оздоровительное – направлено на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка, реализуется в основном руководителями физического воспитания.

-Социально-психологическое – на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка, реализуется в основном психологом.

- Спортивно-досуговое – на развитие физических качеств.

- Образовательное – на обучение здоровому образу жизни.

- Информационно-просветительное -  на приобщение семьи к здоровому образу жизни и взаимодействие с дошкольным учреждением по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Содержанием всех направлений деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели “идеально здорового ребенка”.

Контингент групп детей с задержкой психического развития составляют дети с различными психофизическими особенностями. Для них свойственна эмоциональная  возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук. Необходимость применения здоровьесберегающих технологий для данного контингента дошкольников не только актуальна, но и обязательна в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку. Здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В нашей группе созданы педагогические условия для обеспечения здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются:

  • построение образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению дошкольников;
  • организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
  • оснащение группы оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.

Вся работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора физического воспитания. Являясь участником этого процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы и приемы, представленные в таблице.

Таблица 1. Использование здоровьесберегающих технологий воспитателем в образовательном учреждении.

Формы работы.

Время проведения в режиме дня.

Особенности методики проведения.

Физкультурно-оздоровительные

 

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно. Все возрастные группы.

Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются элементы спортивных игр.

Игровой час (бодрящая гимнастика)

После сна в группе каждый день. Вторая младшая группа.

Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений.

Динамические паузы.

Во время занятий 2-5 мин. по мере утомляемости детей, начиная со второй  младшей группы.

 Речь с движениями.

Пальчиковая гимнастика.

С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно.

Рекомендуется детям с речевыми проблемами и зпр. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Дорожки здоровья.

После сна ежедневно.

Вся группа.

Профилактика плоскостопия, обучение правильной походки.

Кинезотерапия.

Один раз в неделю, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со средней группы.

Комплексное применение различных движений для оздоровления детей.

Гимнастика для глаз.

Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младшего возраста.

Рекомендуется использования наглядного материала, показ педагога.

Дыхательная гимнастика.

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, с младшей группы.

Проветривание помещения и гигиена носа перед процедурой.

Технология обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурные занятия.

Три раза в неделю в спортивном зале, на улице, начиная с раннего дошкольного возраста.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ.

Утренняя гимнастика.

Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах. Все возрастные группы.

Комплексы подбираются в соответствии с возрастом детей.

Совместная образовательная деятельность по ЗОЖ.

Один раз в месяц, в режимных процессах, как часть занятия в области познания.

Родники здоровья.

Физкультурные досуги, праздники.

Два раза в месяц в физкультурном музыкальном залах, на прогулке. Праздник проводят один раз в квартал. С младшего возраста.

Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества.

Ситуативные малые игры.

Два раза в месяц в группе. Младший возраст.

Ролевая подражательная имитационная игра.

Коррекционные технологии.

 

Арт-терапия.

Сеансы в группе, музыкальном зале. Старший возраст

Оздоровление психо-эмоциональной сферы средствами воздействия различных видов  искусств (изобразительная деятельность,музыка)

Сказкотерапия.

Один раз в месяц во второй половине дня, начиная со среднего возраста.

Использование мнемотаблиц,с помощью которых сказка выполняет, как единый двигательный комплекс.

Библиотерапия.

В группе, в музыкальном зале. С младшего дошкольного возраста.

Лечение книгой, формирование поведенческой реакции.

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка, на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.