Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №6 (август 2013 года) » Использование здоровьесберегающих технологий

А.Г. Жирнова. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики


Автор: Жирнова Алеся Григорьевна, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель математики и информатики, стаж работы 9 лет, первая квалификационная категория.

 

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…

В.А.Сухомлинский

 

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса всегда волновала педагогов и общество. К сожалению, нынешние поколения учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Всё меньше и меньше детей, имеющих первую группу здоровья. Отсюда порой и отсутствие жизнерадостности, бодрости в глазах ребят, а ведь от них зависят духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.

Основные  педагогические технологии, используемые мною   в работе  с целью сбережения здоровья учащихся:

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

 - игровые технологии,

 - проблемное обучение,

 - технология проектного обучения,

 - технология проведения дискуссий,

 - ИКТ;

 б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология индивидуализации обучения,

- технология КСО,

- технология групповой деятельности,

- технология уровневой дифференциации,

- технология поддержки и сопровождения в образовательном процессе;

в) технология развивающего образования - система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания и  личности учителя. Очень важна  правильная организация учебной деятельности, в том числе строгая дозировка учебной нагрузки, построение урока с учётом возможностей учащихся, их работоспособности, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой. Всё это зависит от нас, учителей.

Для многих учащихся математика - сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.

Условия «здоровьесбережения» на уроке:

  • смена 4-7 видов деятельности на уроке;
    • развитие зрительной памяти, использование различных форм выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом, ведение справочника в помощь ученику);
    • работа в парах, группах;
    • учёт не только полученных результатов, но и степени прилежания ученика,
    • использование игровых технологий, что позволяет ребёнку легко научиться применять свои знания и умения на практике, возрастает познавательная активность, стремление к новым знаниям;
    • введение в урок исторических экскурсов и отступлений, что помогает снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся,  показать практическую значимость изучаемой темы;
    • хоровое, совместное проговаривание за учителем материала, написанного на доске, в учебнике, тетради;
    • использование  информационных технологий, это способствует снижению утомляемости учащихся и лучшему усвоению материала;
    • дозировка домашнего задания - объём не должен превышать третью часть работы, выполненной на уроке, и оно  должно быть понятно ученику;
    • соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока:

 п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно
рациональный

Нерациональный
1.Плотность урока

Не менее 60% и
не более75-80%

85-90%Более 90%
2.Число видов учебной деятельности (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров).4-72-31-2
3.Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности.Не более 10 мин.11-15 мин.Более 15 мин.
4.Частота чередования различных видов учебной деятельности.Смена через 7-10 мин.Смена через11-15 мин.Смена через 15-20 мин.
5.Число видов преподавания (словесного,наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения,самостоятельные работы)Не менее 321
6.Чередование видов преподавания.Не позже чем через 10-15 мин.Через15-20 мин.Не чередуются
7.Наличие эмоциональных разрядок (число).2-31Нет
8.Место и длительность применения ТСО.Поза чередуется в соответствии с гигиеническими нормамиС частичным соблюдением гигиенических нормВ произвольной форме
9.Чередование позыВ соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихсяИмеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.
10.Физкультминутки.Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждогоОдна физкультминутка за урок с недостаточной продолжительностьюОтсутствуют

 

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Желательно, чтобы запланированные упражнения были связаны с темой урока. Так, например, при изучении старинных мер длины можно продемонстрировать, что значит сажень, косая сажень, локоть и т.д.

Игра "Верста – аршин- локоть - пядь".

Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.
Услышав слово:
верста - руки поднимаете вверх,
аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи",

локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем,

пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь (рассояние между большим и указательным пальцами).

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, тоже необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится программа «Формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», которая включает как урочную, так и внеурочную деятельность. Чрезвычайно важно внедрение в школьный образовательный процесс здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность, в сферу дополнительного образования, в том числе в математические кружки. Это способствует глубокому и прочному овладению изучаемого материала, развитию интереса к математике, привитию навыков самостоятельной и творческой работы. Для этого мною разработаны и внедряются программы дополнительного образования: «Математика. Знай и Умей», «Практическое применение математических задач», «За страницами алгебры» (лицензия от 15 ноября 2012 года № 0189).

Отдельно следует остановиться на использовании игровых технологий. Не стоит забывать слова Б.Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным». Большую помощь в подготовке оказывает сборник заданий по математике на тему «Здоровье» Т. М. Алимова. Данное учебное пособие представляет курс заданий, составленных на основе программы «Здоровье» под редакцией В. Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. Каждый раздел пособия предваряется кратким теоретическим материалом. "О вреде курения языком математики", "Прежде чем закурить - подумай".

Рассмотрим несколько задач математической интерактивной игры «Здоровая математика»:

Режим дня

  1. Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни, если учесть, что дети должны спать 10 - 11 часов в сутки?  (10 часов, да)
  2. Вечерний приём пищи должен состояться не позднее, чем за 2 часа 30 мин до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он, соблюдая режим дня, должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов? (Если ребёнок ужинает позже, нарушается ночной сон, а организм не отдыхает).  (В 18 часов 30 минут)

Вредные привычки

Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 15 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок?  (180 человек)

Весёлая гигиена

       Ученик 5-го класса (не из нашей школы) ленился подстригать ногти. К концу учебного года одноклассники стали опасаться садиться с ним за одну парту. До какой длины выросли к этому моменту его ногти, если средняя скорость роста ногтей составляет 0,3 см в месяц, а ленился неряха 8 месяцев?  (2,4 см)

       Задачи могут быть составлены учителем, учеником и даже родителями, что делает процесс обучения ещё разностороннее и интереснее.

Применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока по силам каждому учителю. Если это станет системой, и мы все поймём, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, наши дети будут здоровы и умны. «Береги честь смолоду!» - предостерегает нас народная мудрость. Давайте немного изменим её смысл: «Береги здоровье смолоду!» Удачи всем нам, коллеги, а детям – веры в свои силы!

Список литературы:

1. Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5-9 классы: Методическое пособие. - М.,2003.

2. Биология: Энциклопедия для детей. - М., 1997.

3. Задачи с параметрами. /П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский, - М. С. Якир. - М., 1999.

4.Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов. /Под редакцией В.Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной. - М., 2001.

5. Москаленко М. Н. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. - М.,2003.

6. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы./В.В. Кривоногов. - М., 2000.

7. Нечаев М. П. «Современный кабинет математики». - М.:5 за знания, 2006.

8. Особенности обучения математике в контексте содержания ФГОС/Е.Ю.Лукичева. - СПБ, 2013.

9. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.

10. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий./ В. Р. Кучма - М., 2001.

11. Интерактивная игра по математике для 5 класса «Здоровая математика». Попова Юлия Николаевна.

http://easyen.ru/load/math/5_klass/interaktivnaja_igra_po_matematike_dlja_5_klassa/36-1-0-2443

12. http://www.tiuu.ru/content/pages/53.htm

13. news.1september.ru

14. Pedsovet.ru