Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №6 (август 2013 года) » Использование здоровьесберегающих технологий

И.Б.Кочетова, Г.И.Ялышева. «Проектирование здоровьесозидающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении компенсирующей направленности».


Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.


Автор: Кочетова Ирина Борисовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория.


В последнее время выявилась устойчивая тенденция к снижению показателей здоровья у детей дошкольного возраста, что зачастую приводит к задержке темпа развития. В связи с этим, очень востребованными становятся педагогические технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ребенок проводит большую часть времени в образовательном учреждении, поэтому от грамотного проектирования развивающей среды, будет зависеть развитие, становление, оздоровление воспитанников. Создаваяздоровьесозидающую образовательную среду, необходимо учитывать требования СанПиН и помнить, что она выполняет множество педагогических функций: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную. Среда должна способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, стимулировать их к самостоятельной деятельности и творческой активности.

Среди воспитанников нашего образовательного учреждения высок процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию, сниженную память, недостатки внимания, недоразвитие общей и мелкой моторики. В связи с этим, возникает необходимость внедрения комплексных здоровьесберегающих технологий для оздоровительно – коррекционной реабилитации детей.

Основным направлением здоровьесберегающей деятельности дошкольного отделения ОУ является рациональная организация режимных моментов (увеличение времени дневных и вечерних прогулок, время дневного сна во время адаптации, щадящий режим для соматически ослабленных детей). Для осуществления профилактических и коррекционных мероприятий педагоги в образовательном процессе используют дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, динамические паузы, релаксационные упражнения, логоритмические упражнения, игры с водой, приемы самомассажа, массажа кистей рук и активизации биологически активных точек стопы с использованием специального оборудования (сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики).

В каждой группе и кабинетах специалистов (учителей - логопедов, учителей дефектологов, педагогов – психологов) создании оснащена оборудованием предметно-развивающая среда в соответствии с ФГТ, направленная на формирование интегративных качеств и освоение воспитанниками образовательных областей, важнейшими из которых педагоги ОУ считают «Физическую культуру», «Здоровье», «Безопасность». Учитывая специфику нашего учреждения, в группах оборудованы коррекционные и логопедические уголки, со сменным дидактическим материалом и рекомендациями по их применению.

Дыхательная гимнастика является очень значимой частью оздоровительной работы, проводимой с детьми ежедневно. Качественно отрабатываемые дыхательные упражнения, способствуют выработке диафрагмального дыхания, оптимальной продолжительности, силе и распределению выдоха. Для игр на развитие дыхания воспитатели и специалисты используют такие пособия, как трубочки, легкие шарики, бумажные игрушки, выполненные руками педагогов и родителей. В коррекционных уголках имеются картотеки игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания. Несколько лет в дошкольном отделении успешно применяется технология биологически обратной связи, способствующая формированию навыков правильного дыхания (1). Под руководством опытного специалиста, прошедшего дополнительную подготовку, с детьми проводятся «Уроки БОС-Здоровья». Эти занятия проходят в просторном коррекционном зале, по подгруппам, циклами, повторяющимися два раза в год. Выработанные навыки правильного дыхания закрепляются педагогами во всех режимных моментах.

С дыханием тесно связано звукопроизношение, формированию которого помогает артикуляционная гимнастика. Ее регулярное выполнение улучшает кровоснабжение артикуляционных органов, их иннервацию и подвижность, укрепляет мышечную систему языка, губ, щек. В логопедических уголках для выполнения артикуляционной гимнастики используется большое зеркало, в котором ребенок может видеть себя и взрослого, демонстрирующего правильную артикуляционную позу, а для подгрупповых занятий имеются индивидуальные зеркала небольших размеров.

В работе с детьми педагоги дошкольного отделения постоянно используют комплексы гимнастики для глаз, упражнений и игр, направленных на профилактику и коррекцию нарушений зрения. Группы оборудованы подвесными подвижными «мобилями», которые стимулируют зрительное восприятие, расширяют поле зрения, развивают глазодвигательные мышцы.

Известно, что дети с тяжёлой речевой патологией и задержкой психического развития имеют ряд особенностей, таких как: повышенная возбудимость, агрессивность, двигательная расторможенность. Поэтому они особенно нуждаются в заботе, как о соматическом, так и о психологическом здоровье. Для восстановления силы и снижения психоэмоционального возбуждения у наших воспитанников во время организованной образовательной деятельности педагоги проводят мышечную релаксацию, состоящую из комплекса упражнений, помогающих снять напряжение мышц рук, ног, шеи и речевого аппарата. При выполнении таких заданий напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Воспитателями и специалистами подобраны игры и упражнения, диски с музыкальным сопровождением, релаксационные панно, пузырьковые колонны.

Преодолению излишнего напряжения также способствует выполнение музыкально-ритмических движений. Логоритмика одновременно направлена и на коррекцию речевых нарушений, формирование пространственных представлений, развитие психических процессов. Логоритмические занятия проводятся в зале с участием музыкального руководителя, логопеда и психолога. Воспитатели включают элементы логоритмических упражнений в процесс непосредственной образовательной деятельности.

В структуру занятий на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти.

Эмоциональное напряжение у детей снимают игры с водой. Они также способствуют развитию воображения и фантазии, стимулируют к экспериментированию, выработке положительной мотивации к учебной деятельности. Для игр с водой в каждой группе имеются емкости различной величины и наборы игрушек, фартуки, нарукавники.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий в ОУ является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика сочетается с чтением небольших стихотворных текстов, что служит стимулированию зон коры головного мозга, развитию речи, слухового восприятия, памяти, внимания, готовит руку к письму (2). В развивающую среду групп и кабинетов специалистов внесены и постоянно обновляются пособия, направленные на развитие мелкой моторики: шнуровки, обводки изображений по внешнему контуру, трафареты, панно для плетения и застегивания различными способами, книжки – раскраски, прописи для детей подготовительных к школе групп.

Общему укреплению и оздоровлению способствует стимулирование высокоактивных точек, расположенных на кистях рук и связанных со всеми органами и системами организма. Стимулирование осуществляется методом самомассажа, проводимого ребенком под контролем взрослого. Выполняются массажные упражнения с использованием различных приспособлений: массажных мячей разной величины, шариков, тактильных панно.

В 2011 – 2012 учебном году творческой группой педагогов дошкольного отделения ОУ была разработана инновационная образовательная программа «Маленькими шагами к большим успехам», которая позволяет комплексно решать задачи оздоровительной, коррекционно-развивающей и воспитательной направленности.

В текущем учебном году (2012-2013) программа внедряется в практику, и с этой целью в учреждении оборудована зона сенсомоторного развития. Она представляет собой отдельное помещение, в котором находится полифункциональное оборудование производства предприятия «Альма», способствующее решению задач образовательной деятельности: развитию мышления, мелкой моторики, двигательной активности, - что благоприятно влияет на здоровьесбережение и здоровьесозидание (3). Оборудование в сенсомоторной зоне располагается в зависимости от поставленных педагогических задач, оно мобильное, при необходимости легко перемещается и взаимозаменяется.

Таким образом, грамотное проектирование и организация развивающей среды – это достойная цель педагогов. Ведь среда направлена не только на развитие детей, но и на поддержание, укрепление как психологического, так и соматического здоровья воспитанников.

 

Список литературы:

  1. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+ СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007 г.
  2. Современные направления работы в коррекции тяжелых нарушений речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н. 2012 г.
  3. Инновационная образовательная программа «Маленькими шагами к большим успехам». РЕНОМЕ, Санкт-Петербург, 2012 г.

 


« Предыдущая статья