Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №4 (январь 2013 года) » Использование новых информационных технологий в образовательном процессе

Г.В. Иванова. Школа нового поколения – школа информационно-коммуникационных технологий.


Автор: Иванова Галина Владимировна, ГБОУ СОШ №427 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель математики, стаж работы 25 лет, высшая квалификационная категория.

 

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился. Распространение «быстрого интернета» дало возможность использовать онлайн семинары (вебинары), видеоуроки, видеоконференции, онлайн-тестирование для обучения.

В законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года статья 16 гласит о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Для того чтобы идти в ногу со временем, выпускник школы должен глубоко усвоить важнейшие идеи современной математики и овладеть системой основных научных понятий, уметь ориентироваться в научно-технической литературе, самостоятельно и быстро отыскивать нужные сведения, научиться самостоятельно и систематически пополнять знания и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями. Дистанционное обучение способствует этому в полной мере.

В последние годы внедрение информационных технологий в сферу образования происходит очень быстро. В российском образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме учебы - дистанционной, десятки тысяч школ уже используют возможности современных телекоммуникаций в учебной работе. Мы, педагоги, начинаем осознавать, что дистанционные технологии — эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления. При такой организации обучения ученик не получает готового знания, ему предлагается только перечень тем для обсуждения и список дополнительной литературы. Таким образом, реализуется одна из основных задач – идея самообразования учащегося. Такое образование — это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который позволяет независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет. Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные проекты (олимпиады, конкурсы, викторины, онлайн тестирование), которые служат переходными формами обучения от традиционных к дистанционным. Дистанционное обучение очень перспективно для отдельных категорий граждан: одарённых учащихся, часто или длительно болеющих детей, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Мой сегодняшний урок я не могу представить без применения информационно-коммуникационных технологий. Постоянно повышая свой профессиональный уровень в области применения ИКТ – технологий, я стремлюсь найти ответ не только на вопрос: «Что должен знать и уметь делать современный педагог со средствами ИКТ?», но и на вопрос: «Как добиться педагогически обоснованного их применения в образовательном процессе?»

Я - учитель массовой общеобразовательной школы с различным контингентом учащихся. В классах, в которых я работаю, есть длительно и часто болеющие дети. Каждый год я сталкиваюсь с пробелами в знаниях у детей, проучившихся целую четверть или даже больше, в санатории. И, конечно, в каждом классе есть дети с высоким уровнем математических знаний и большим потенциалом, которые хотят расширять базу своих математических знаний и участвовать в олимпиадах по предмету. Всех нужно подготовить к успешной сдаче обязательного экзамена по математике и, несомненно, не обойти вниманием активных учащихся, у которых есть желание участвовать в конкурсах и олимпиадах. Выход я нашла в дистанционном обучении.

В настоящее время в своей работе я использую следующие направления:

1) через электронный дневник (при самостоятельном изучении новой темы предлагаю учащимся воспользоваться ресурсами образовательного видеопортала http://interneturok.ru, или указываю ссылки на видеоролики с объяснением теории по изученной на уроке теме и список литературы. Если в интернете ничего нет, или меня, как учителя, знающего особенности моих учеников, не устраивает предлагаемый материал, загружаю свой опорный конспект. Результат хороший, т.к. один и тот же материал можно прослушать и просмотреть столько раз, сколько тебе нужно, и родители могут все увидеть и проконтролировать;

2) использование программы Skype (для длительно или часто болеющих учащихся, а также для моих «умников» и «умниц», которые с удовольствием решают задачи повышенной сложности), плюсами которой считаю:

 - отсутствие ограничения во времени и расстоянии;
 - у моих учеников в каждой семье есть компьютер с данной программой;
 - работа на любом компьютере без каких-либо дополнительных настроек программного обеспечения;
 - благодаря удобному списку абонентов, я всегда вижу, кто в сети;
- во время занятий рядом с ребенком могут присутствовать родители, быть в курсе занятий и контролировать выполнение заданий;
- рисунки, схемы, выполненные учеником, я могу попросить мне показать и внести корректировку или сделать замечание;

3) регистрация и привлечение к активному участию моих учеников в центрах дистанционного образования: «Эйдос» http://www.eidos.ru, интернет-карусель http://www.karusel.desc.ru, олимпиада «Сократ» http://www.math-on-line.com и др. при подготовке к конкурсам, олимпиадам, викторинам;

4) регистрация учащихся, начиная с 8 класса, на образовательном портале для подготовки к экзаменам на страничках «Сдам ГИА» http://www.sdamgia.ru/ (8-9 классы) или «Решу ЕГЭ» http://www.reshuege.ru/ (10-11 классы). Используя ресурс данного сайта, я составляю собственные тесты (тематические или по разным темам) в соответствии с пройденным материалом в виде контрольных или домашних работ, сообщаю учащимся номер теста, обозначаю в инструкции сроки сдачи работы (сроки зависят от объема работы) и жду результатов. Я очень благодарна создателям этого сайта, используя его ресурсы, я работаю с учащимися дифференцированно: дети с невысокими математическими способностями получают тесты, составленные преимущественно из заданий первой части, а претендующие на школьную отметку «4» - «5» решают тесты или в полном объеме или задания только второй части. Моим ученикам нравится данный вид работы.

Из результатов опроса учащихся:

«Мне нравится решать тесты на страничке «Сдам ГИА», потому что я могу это делать дома в удобное для меня время. А еще я могу воспользоваться любым справочным материалом. И, если постараться, всегда можно получить хорошую отметку за тест» .(Сухоруков Антон, 8 класс).

«Мне помогают тесты по темам, когда нам предлагают решить несколько почти одинаковых заданий, только с разными числами. У меня с математикой не очень, поэтому после решения таких тестов я все-таки запоминаю способы решения». (Топоркова Мария, 9 класс).

Очень важным моментом считаю организованную мной «Горячую линию», т.е. регулярную связь с учащимися (предусмотрены день и час виртуальных консультаций). Каждый ученик может получить ответы на свои вопросы, а я могу посоветовать список дополнительной литературы, узнать о проблемах и трудностях учащегося.

Дистанционное обучение приучает ребят к самостоятельности. Они сами выбирают себе время и темп для работы. Мне тоже удобно работать, т.к. проверяю работы в удобное для себя время.

Естественно, что классическое среднее образование не сменится дистанционным, но дистанционное онлайн образование помогает осуществлять личностно-ориентированное обучение, ликвидировать пробелы в знаниях, углублять знания ребенка, готовить его к поступлению в вуз, не прибегая к услугам репетитора. Дистанционное обучение – это один из эффективных механизмов, который позволяет личности самореализоваться, а учителю создать такую «развивающую среду», в которой у каждого ученика будут сформированы определенные компетенции, необходимые ему при выборе профессии.

Я часто обучаюсь на различных дистанционных курсах, участвую в дистанционных семинарах, вебинарах и видеоконференциях на портале ЗАВУЧ.инфо http://www.zavuch.info, поэтому, я - за дистанционное обучение (хотя у него есть свои минусы, например, интернет-зависимость, ухудшение зрения, возможность оказаться в неблагополучной интернет-среде и т.п.). Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информационного пространства.


Следующая статья »