Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №4 (январь 2013 года) » Использование новых информационных технологий в образовательном процессе

В.Г. Горнова. Применение современных методик и технологий для повышения уровня культуры чтения детей и взрослых


Автор: Горнова Виктория Григорьевна, ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, заведующая школьной библиотекой, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория.

 

XХI век прочно вошёл в историю как век информационных технологий. Все сферы деятельности человека – образование, работа, досуг пронизаны ими. В этих условиях формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Чтение становится не только индикатором состояния общества, но и индикатором отношения этого общества к своему будущему. Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников, в том числе и в условиях библиотеки, чрезвычайно актуален сегодня. Падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире. Огорчает, что среди 32 стран мира Россия оказалась лишь на 27 месте. Школьные библиотеки, как часть информационно-образовательного пространства школы, призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы не только для обучения, но и для духовного и творческого развития.

Новый образовательный стандарт требует создания единой информационной среды. Библиотека, как структурное подразделение и часть этой среды, уже перестала быть только книгохранилищем и пунктом выдачи книг. Она становится центром распространения и внедрения в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграции с традиционными учебными пособиями.

Главной задачей школьной библиотеки становится создание комфортной информационно-библиотечной среды, через сочетание различных форм работы для получения новых знаний и навыков. Использование самых современных информационных технологий во всех сферах учебной деятельности позволит вывести информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на качественно новый уровень, сделать библиотеку более привлекательной для школьников. Новые информационные технологии активно включаются в массовую работу нашей библиотеки, во-первых, в качестве "поддерживающих" средств, в рамках традиционных методов ведения этой работы и, во-вторых, как средство поиска и использования новых методов и форм организации массовой работы с читателями. Сохраняя традиции, мы пытаемся найти новые, более современные формы работы с книгой. Прежде всего - массовые мероприятия. Это наиболее эффективная форма привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается ребятами, побуждает многих взяться за книгу. Приоритет мы отдаем презентационным, интерактивным формам. Они позволяют позиционировать чтение как важную часть жизни современного человека, необходимую для успешной учебной и творческой деятельности. Особенно это важно для подростков, зачастую воспринимающих печатную книгу как устаревший формат. За счет одновременного воздействия графической, звуковой и видеоинформации мультимедийные средства обладают большим учебным и воспитательным потенциалом. Учеными было установлено, что при устном изложении материала, обучаемый за минуту может воспринимать до одной тысячи условных единиц информации, тогда как при «подключении» органов зрения и слуха - до 100 тысяч таких единиц. Современные технологии обладают неоспоримыми достоинствами:

- делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным - значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации, оказывая комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации

- обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных и учебных мероприятий.

- делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

- способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

- способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Использование мультимедиа материалов при проведении различного рода массовых мероприятий делает их ярче, помогает донести основные идеи, усиливает восприятие материала школьниками.

К этому направлению можно отнести такие формы как:

- презентации для проведения массовых мероприятий;

- мультимедиа викторины и игры;

- мультимедиа обзоры.

Презентации, которые мы создаем, условно можно разделить на 2 группы:

- в помощь учебной программе (лекции, интегрированные уроки), например: « Ой, ты Русь, моя родина кроткая…», «Крестьянские дети», «М.В. Ломоносов», «Бардовская песня», «Золотое кольцо России», «А.П. Чехов», «В гости к Эдуарду Успенскому», « Николай Носов», «Наш друг Карлсон», «Сказы П.П. Бажова», «Сергей Михалков», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» и многие другие.

Рисунок 1. Урок-презентация «Лермонтов на Кавказе»

- в помощь эмоционально-психологическому развитию (мероприятия, посвященные знаменательным датам, школьные праздники), например: «Поклонимся великим тем годам», «Блокадным дням посвящается», «Осенняя пора», «День моря», «Мама драгоценная моя», «День славянской письменности и культуры», «Толерантность», «Святая Пасха», «Масленица», «Весна идет - весне дорогу», «Новый год шагает по стране», «12 апреля - День космонавтики» и многие другие.

Рисунок 2. Библиографический урок «Аптека для души»

Большими нашими помощниками стали учебные фильмы в формате 3D. Такая форма интересна и любима не только детьми, но и педагогами. И хоть пока коллекция таких фильмов невелика, мы используем этот формат в рамках интегрированных уроков естественно - научного цикла.

В читальном зале нашей библиотеки есть 4 компьютера с выходом в Интернет.

Компьютеры оснащены программой «Цензор», доступ к ним для детей и педагогов свободен в течение всего учебного дня. С помощью Интернета мы можем решать целый ряд задач:

- совершенствовать навыки и умения ребят по поиску, отбору и анализу информации;

- формировать у школьников устойчивую мотивацию к чтению.

Во всемирной сети имеется большое количество ресурсов, на которых можно найти электронные версии книг самых разных жанров, а чтение книг на экране компьютера уже не воспринимается как что-то необычное. Возрастает интерес к электронным изданиям различных журналов, методических пособий. Издательства предлагают электронные версии своих изданий, что особенно удобно при достаточно скромном финансировании подписки периодических изданий. С помощью Интернета мы уже заказываем учебники и учебные фильмы, что оказалось очень удобно. Можно оперативно навести справки об издании, оценить внешний вид книги, посмотреть цифровое изображение титульного листа, переплета, страниц, а главное - сравнить цены у различных поставщиков.

Наши читатели, используя сеть Интернет, охотно принимают участие в тестировании, в викторинах, олимпиадах и вебинарах. Среди педагогов особой популярностью пользуются вебинары, проводимые издательствами «Просвещение», «Дрофа» и «Легион». Есть у нас и коллекция электронных учебных пособий, которая доступна для педагогов и школьников.

Наша библиотека оснащена конференцсвязью, которая дает возможность налаживать и поддерживать деловые контакты со сверстниками в других городах и странах, участвуя в видеоконференциях, обмениваясь информацией о музыке, литературе, спорте.

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство. Наличие Web-сайта библиотеки значительно повышает не только ее статус, но и выступает инструментом для продвижения библиотечных новостей, электронных выставок, проведенных мероприятий, которые наглядно демонстрируют жизнь библиотеки нашего образовательного учреждения. Размещение на сайте сценариев наших мероприятий и готовых презентаций обеспечивает обмен информацией между библиотеками образовательных учреждений и облегчает работу. Наша библиотека имеет свой сайт, также мы ведем страничку библиотеки на школьном сайте, а на портале работников образования есть моя страница, как заведующей библиотекой.

Продвигая книгу и чтение, мы изучаем мнения наших читателей о произведениях, выявляем их литературные пристрастия и вкусы. В сентябре было проведено небольшое социологическое исследование «Читатель XXI века» для того, чтобы ответить на вопрос: что же читают сегодняшние школьники? С этой целью мы провели анкетирование в 6-9 классах (как наиболее проблемной читательской группе). Анкеты проанализировали, и в результате получили своеобразный топ из 5 любимых книг наших учащихся.

Рисунок 3.
1. Дж. Роллинг«Гарри Поттер».
        2. К. Булычев «Приключения Алисы».
            3. Р. Брэдбери «Марсианские хроники».
      4. Дж. Толкиен «Властелин колец».
   5. Э.-М. Ремарк «Жизнь взаймы».

К сожалению, учащиеся сегодня перестали относиться к книге, как к учебнику жизни. Утверждается «новая модель» подросткового чтения, увеличивается разрыв между школьной программой и свободным чтением. Наша задача – использовать все возможные методики и средства, чтобы чтение художественной литературы не оказалось на периферии интересов и запросов наших учащихся.

В рамках школьной библиотеки существует кружок «Книжная страна». В нём занимаются ребята 3-х и 4-х классов. Здесь мы читаем вслух, обсуждаем, смотрим фильмы и мультфильмы, снятые по произведениям русских и зарубежных авторов, рисуем иллюстрации, делаем поделки.

Одновременно решая следующие задачи:

- осуществляем стимулирование у детей устойчивого интереса к книге и чтению;

- обеспечиваем досуговый характер обучения;

 - способствуем проявлению творчества и приобретению навыков общения со сверстниками, одновременно получая удовольствие от самого процесса работы.

Современная школьная библиотека – это место, где ученики и учителя могут поработать и провести с пользой неожиданно образовавшееся свободное время. Здесь должно быть светло, уютно и удобно всем, ведь если в школьной библиотеке всегда много ребятишек и взрослых, значит, эта библиотека жива, с ней все в порядке.

Список литературы:

  1. Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги// Библиотека.- 2007. № 1. - с. 34-36
  2. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: социологический аспект. -М.: Наука, 1997,- С. 140
  3. Мелентьева Ю. П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение. -2009. -N 1.- С. 59-64.
  4. От свитка до Интернета: библиотека, образование, чтение: научно-методический альманах. №1. - М.:000 "ТИД "Русское слово - PC", 2010. -288 с.
  5. Цымбаденко С.Б, Шариков A.B., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном пространстве. — М. 1998. 44 с.
  6. Чтение в молодежной среде: инновационные технологии популяризации. — М.: «Диалог культур», 2009. — 104 с.
  7. Официальный сайт Русской Ассоциации Чтения. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru /