Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск №4 (январь 2013 года) » Использование новых информационных технологий в образовательном процессе

Л.А. Кирейшина: «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие»


Автор: Кирейшина Любовь Александровна, ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт–Петербурга, учитель русского языка и литературы, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория.

"Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда"

Эзоп, древнегреческий баснописец

   Поиск – вот что лежит в основе любой инновации, способствующей эффективности обучения. Что может сконцентрировать внимание учеников, обеспечить их успешность, развить кругозор? Инновационные методы и формы обучения. Как найти оптимальные и прогрессивные способы подачи материала? В наше время учителю просто необходимо подавать поток информации с включением трёх основных «китов», то есть выстраивать материал, опираясь на звуко, видео и экспрессивный ряд (что я слышу, вижу, чувствую?). Как добиться этого? Если у Вас в руках современные технические средства, свободный доступ к возможностям Интернета, это сделать не так уж и сложно, были бы время и желание.

   Ещё Вольтер, французский философ и писатель, утверждал: «Видеть и делать новое – большое удовольствие». И это верно. Когда у нас, учителей, получается использовать в работе что-то новое, мы «растём» в глазах учеников, коллег, да и в своих собственных, хочется развиваться далее, быть прогрессивнее и успешнее.

   Использование НИТ в современных условиях – требование времени, позволяющее не только успешно обучать, но и создавать новые модели действия, повышать мотивацию, внедрять рациональные способы восприятия. У школьников лучше формируются знания, умения и навыки, развивается ассоциативность при знакомстве с новым материалом.

   Нам, учителям 422-й школы, очень повезло: после капитального ремонта ОУ мы каждый день имеем возможность совершать маленькие открытия, удивляться и удивлять других. До сих пор помню трепетность урока, проведённого мною с использованием интерактивной доски, и чувство гордости: «Получилось!».

   Если попробовать подвести первые итоги использования инноваций в моей деятельности как учителя русского языка и литературы, то возможна следующая схема их внедрения:

   Два года тому назад на моём учительском столе впервые появился компьютер, а вместе с ним - возможность использовать информационные технологии в образовательном процессе. Очень хотелось доказать себе, что «учиться никогда не поздно». Конечно, до этого мною уже использовались ИТ, но эпизодически, из-за отсутствия технических средств. Всегда радовалась возможностям коллег, использующих презентации на каждом уроке. И вот эта возможность появилась и у меня. Сначала это были материалы к занятиям в 5-м классе, затем – в 6-м, а теперь уже и в 7-м.

   Когда были созданы первые презентации к урокам русского языка и литературы, стало ясно, что работать по-старому уже не получится – неинтересно! Да, подготовка отнимает массу времени, но этапы урока продуманы и логически выстроены, материал отбирается тщательно, его сопровождают яркие иллюстрации, привлекающие внимание ученика и позволяющие ему выстроить ассоциативный ряд. В нужный момент видеоряд пополняется музыкальным сопровождением (на уроках литературы это просто замечательно!), у учеников возникает непреодолимое желание высказаться или, наоборот, помолчать, переживая увиденное и услышанное.

   Хорошо известно, что особенно сложны уроки развития речи по описанию картин. И здесь возможности ИТ помогают учителю быстро, чётко и ярко, используя Интернет-ресурсы, познакомить учащихся с творчеством художника, стилевыми особенностями мастера. Всё это повышает качество сочинений учеников, работы более эмоциональны, точны в описании деталей, здесь и подключаются «три кита». Как приятно было услышать на родительском собрании от мамы, читающей классное сочинение дочери: «Я и не предполагала, что она так может писать!..»

   Использование ИТ на уроках литературы позволяет познакомиться с яркими страничками биографий знаменитых поэтов и писателей, остановиться на раскрытии их способностей в раннем детстве, причинах обращения к различным темам, жанрам в своём творчестве. Многие мои ученики пробуют писать: стихи, прозу - ребятам это очень нравится, думаю, что интерес к литературе поддерживается у них и при помощи использования ИТ.

   Использование ИТ помогает и в работе учителя с одарёнными детьми. Порой нам катастрофически не хватает времени даже на обсуждение темы конкурсной работы, но возможности Интернета помогают ученику скорректировать свой выбор, найти нужный материал, источники, и вот уже есть первые наброски творческой работы. Учителю стоит только поддержать, помочь, и в глазах ребёнка зажигаются те самые искорки творчества. Уже традиционной стала для меня переписка по электронной почте с учениками, участвующими в конкурсах. Результат такого творческого «горения» ученика, желающего как можно быстрее показать свою работу учителю, как правило, очень высокий (3-е место в городском конкурсе «Такой разный единый Петербург»,2012 г. – Кривенцова Анастасия, 1-е место в районном конкурсе «Если бы я был главой администрации Кронштадта...», 2012 г. - Шидакова Диана).

   Значительно повысилась результативность участия учеников и в конкурсах с использованием ИТ:

  • 1 место в городском конкурсе работ для портала «Ленинград. Победа»-2010 г., Гаврилова Анастасия;
  • 1 место в городском конкурсе «Уроки верности и любви» в номинации «Фильмы и компьютерные технологии»-2011 год, группа учениц 5 «А» класса: Захарова Анна, Рокотова Дарья, Холина Дарья;
  • 1 место в городском открытом конкурсе детского творчества «Дорога и мы» в номинации «Фоторепортаж» - 2011г., Сидорова Анна;
  • 1 место в районном конкурсе «Письмо водителю» в номинации «Компьютерные технологии»-2010 г., Молчанова Наташа;
  • 1 место в районном конкурсе «Дорога и мы» в номинации «Компьютерные технологии» -2011г., Захарова Анна.

   Готовясь к тематическим классным часам, я постепенно пришла к тому, что презентации делают беседу с ребятами более яркой, конкретной. У учеников повысилась мотивация к познанию нового через самообразование и исследовательскую работу. Теперь у меня, как у классного руководителя, уже «очередь» из желающих подготовить интересную презентацию к какой-нибудь важной дате или к знаменательному событию. Два года подряд мы участвуем в городском конкурсе «Уроки верности и любви». Сначала познакомились с жизнью Ксении Петербургской, а затем – Серафима Вырицкого. Казалось бы, что ребята далеки от темы подвижничества, но как они заинтересовались ею, сколько интересных материалов собрали и принесли! Обобщив их, группа ребят подготовила уникальные презентации о жизни святых. Одна из работ уже признана лучшей на городском конкурсе в 2011 году, мы с нетерпением ждём подведения итогов конкурса о житии Серафима Вырицкого.

   Классная летопись традиционно изготавливается моими учениками, которые сейчас уже семиклассники, в конце учебного года, участие в этом кропотливом и интересном деле обычно принимают все ребята. В прошлом учебном году мы оформили не только бумажный вариант, но и электронный. Детям очень нравится такая работа, летопись составили за два года обучения. Стоило только предложить ученикам новый вид деятельности, как они тут же откликнулись.

   В течение двух лет десять ребят теперь уже 7 «А» класса принимали активное участие в районных конкурсах « Мой родной город – Кронштадт», «Кронштадт – город морской и воинской славы» (2-е место -2011, 2012 годы). К каждому этапу все ребята собирали материал по заданной теме, и на его основании создавалась презентация, сопровождающаяся стихами собственного сочинения и удивительным музыкальным сопровождением, совпадающим с общим настроением работы. Мы благодарны людям, которые так любят наш неповторимый город и привлекают нас к изучению интереснейших страниц его истории. Но без использования ИТ у нас бы не получились такие яркие и незабываемые творческие работы, радующие нас и родителей.

   Постепенно я пришла к следующему шагу в использовании ИТ. Очень важный момент совместной деятельности школы и семьи в воспитании ребёнка - каждая встреча с родителями. А хорошо продуманная и логически выстроенная подача информации, подготовленной к родительскому собранию, позволяет дать полную картину результатов обучения и воспитания школьников. Чётко обозначенные проблемы, заострение внимания на определённых фактах помогают построить разговор с родителями более конструктивно, конкретно, в этом помогают презентации для родителей.

  Современная школа уже не возможна без ведения электронного дневника, журнала, как часто мы его называем. Это тоже инновация, продиктованная временем. Ежедневное заполнение документа нового типа способствует осуществлению эффективного контроля учебной деятельности ученика со стороны родителей, тесной связи учителя-предметника и законного представителя ребёнка. Задача сложная, но осуществимая, особенно в нашей 422-й школе, где каждое рабочее место учителя оборудовано компьютером с установленной программой «ПараГраф». К сожалению, не все родители готовы к нововведению, и нам ещё предстоит работа по привлечению их к новой форме общения «учитель – ученик - родитель».

   Особое место в инновационной деятельности школы принадлежит электронной почте. Это важное звено в постоянной связи учителя и классного руководителя с администрацией. Вовремя полученная информация помогает рационально использовать время, чётко планировать деятельность. В нашей школе налажена и обратная связь: сдача отчётов, итогов анкетирования, аналитических справок и других документов. В прошлом году я убедилась в эффективности электронной почты и в общении с учащимися, готовящимися к конкурсам. Экономия времени, быстрое принятие решения, мобильность – преимущества электронной почты.

   За два года использования ИТ мною созданы поурочные презентации по русскому языку и литературе по четвертям по программам Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.; Курдюмовой Т.Ф. (5 - 6 кл.; 7 кл. – пока только 1 и 2 четверти). С некоторыми материалами можно ознакомиться на страницах моего сайта (ссылка на сайт: http://nsportal.ru/lyubov-aleksandrovna-kireishina). Сайт учителя русского языка и литературы на nsportal.ru Порой не хватает сил и времени на подготовку новых разработок, помогают учителя, разместившие свои презентации в Интернет-ресурсах. Так вместе мы пытаемся «идти в ногу со временем».

   Всем коллегам хочется сказать: «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда». Это касается и меня. Слова не мои, Эзопа, жившего в VI веке до Р.Х., а так актуальны сейчас, в XXI-м…


« Предыдущая статья