Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Вопросы развития дошкольного образования

Т.Ю.Андреева. Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста в контексте требований Федеральных государственных стандартов.


Автор: Андреева Татьяна Юрьевна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная
школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель,
стаж работы 23 года, первая квалификационная категория.


Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность».
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан страны - дошколят.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка. Ребенок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Наша задача дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность.

Понимая значимость данной проблемы, изучив требования Федеральных государственных стандартов, программу «Обеспечение безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией О.Князевой, Р.Стеркиной, методическую литературу, опыт коллег, интернет-ресурсы я поставила перед собой цель: сформировать и систематизировать представления детей о правилах безопасного поведения через использование различных видов деятельности дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи.
Исходя из цели, определила основные задачи в работе с детьми, педагогами и родителями. В работе с детьми – это формирование сознательного и ответственного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих, развитие основ экологической культуры, систематизация знаний о правильном поведении и здоровом образе жизни. В работе с педагогами – совместное создание оптимальных условий в группе для формирования основ безопасной жизнедеятельности через применение вариативных форм и приемов обучения. И, конечно, огромную роль, сказывающуюся на результате работы, имеет организация взаимодействия с родителями воспитанников, повышение их компетентности, установление доверительно-делового контакта.
Основное содержание воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми по реализации задач образовательной области «Безопасность» представлено в 5-и разделах:
«ребенок и его здоровье,
«ребенок и другие люди»,
«ребенок дома»,
«ребенок и природа»,
«ребенок на улицах города».

Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.
Тематическое планирование работы на год, разработанное по образовательной области «Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми согласно лексическим темам, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме стало сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественно-эстетической, познавательно-речевой, коммуникативной, а также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся: беседы с участием персонажей, ситуационно-имитационное моделирование, использование заранее спланированной педагогической ситуации, анализ заданных ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, а также игры-соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения я использую такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, использую зарифмованные фразы для заучивания их наизусть, например:

«Если дома появился сильный дым,
Ты не прячься, позвони по …(01)» и т.п.

Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Грамотно оформленная развивающая среда группы позволяет эффективно воздействовать на развитие ребенка. Для успешной организации обучения в группе специально созданы и используются специально подобранные средства обучения: тематические настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы, дороги, транспорт, видео материалы и презентации, тематические коллажи, альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности.
В создании напольного макета улицы принимали активное участие родители детей. Он полифункционален, может видоизменяться, дополняться в зависимости от поставленных педагогических задач. Необходимые элементы и дополнительные детали для макета изготавливаются самими детьми и используются в процессе игровой деятельности.
Тематические коллажи – замечательное средство обучения, позволяющее закрепить знания детей, повторить пройденный материал, развить связную речь.
Интересной находкой стала подборка дидактических игр и интеллектуальных задачек по теме ОБЖ, которые помогают развивать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, воображение. Лабиринты, ребусы, кроссворды мы придумываем вместе с детьми и родителями. Интеллектуальные задачки, кроссворды, загадки – это благодатный материал, для развития смекалки, сообразительности, фантазии, умения логично рассуждать и делать выводы.
Эффективным приемом развития речевой деятельности являются беседы с участием персонажей. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки.

Проектная деятельность - инновационная деятельность, позволяющая педагогам лучше узнать и раскрыть способности и возможности воспитанников, а в процессе реализации проекта принять участие и стать единомышленниками педагогам, родителям и детям. Темы проектов выбираются в зависимости от интересов детей и окружающей ситуации. Например, ребенок, приехав из другой страны или из деревни от бабушки, рассказывает о том, что он видел. Рассказ одного из детей положил начало проекту «Правила поведения в самолете и поезде». Или, однажды мальчик шел с мамой из детского сада домой и увидел пожар – это стало темой проекта «Огонь – друг или враг?». В процессе проектной деятельности активно используем такие формы обучения как детское экспериментирование и ситуационно-имитационное моделирование. В результате проектной деятельности обязательно создается продукт. Это может быть тематический коллаж, газета, макет, альбом рисунков, выставка поделок.

В работе с детьми, имеющими сложные речевые нарушения, большое внимание уделяется развитию речевой деятельности и созданию речевой среды. В различных уголках группы много иллюстративного материала, детской художественной литературы, альбомов с творческими рассказами детей. Наша гордость - альбом «Сказки безопасности».
Полученные знания и умения дети отражают в продуктивной деятельности. Детские рисунки и аппликации – ценный материал для составления альбомов детского художественного и речевого творчества. В них записаны рассказы детей, фантазийные сказки, придуманные совместно с родителями загадки. Выставки рисунков и поделок стали традицией нашей группы.
Учить детей безопасному поведению невозможно без взаимодействия с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников – путь к накоплению опыта безопасного поведения дошкольников. Родители – это та сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям. В нашей группе есть родители, профессии которых связаны с обеспечением безопасности (врачи, полицейские, пожарные, работники МЧС). Мы приглашаем их в группу для организации совместной деятельности. Дети гордятся своими родителями. И, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть?» - отвечают: «Как мама - врачом или как папа - инспектором ГАИ». Вместе с родителями организуем совместные занятия, досуги, игры-соревнования.
Методическое обеспечение педагогического процесса в группе немаловажная составляющая в решении задач образовательной области «Безопасность». Это созданная «рабочая тетрадь» с играми, задачками, картинками, ребусами, кроссвордами. Это тематическое планирование. Это специально подобранные электронные образовательные ресурсы – презентации.
Совместно с методической службой разработали систему мониторинга, методику его проведения и определили показатели развития ребенка по образовательной области «Безопасность». Основные показатели развития ребенка - это знание и соблюдение ребенком элементарных правил безопасной жизнедеятельности, сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, знания и умения в области здоровьесбережения. Методика мониторинга включает в себя: наблюдения за детьми, беседы с ними, имитационное моделирование, составление рассказа по предложенной картинке, анализ заданных ситуаций.
В 2011 году дети нашей группы участвовали в конкурсе «Дорога и мы» в Доме детского творчества «Град чудес». Получили благодарность и свидетельство участников.
1 сентября они пошли в школу. И я за них спокойна, потому что уверена в том, что они умеют применять полученные знания на практике: на улице, в транспорте, на природе, в быту и в экстремальных ситуациях.

Мой профессиональный девиз: «Всем, кому дороги дети, быть за судьбу их в ответе».

И в заключенье сказать хочу:

Работой своею горжусь и люблю.
Не по расчету в профессии этой,
Которую не восхваляют поэты.
Мне дети чужие – почти как родные,
И четко я помню каждое имя.
Стараюсь дать детям заботу и ласку,
В проблемных делах направляю подсказкой.
Мы вместе играем, гуляем, поем.
Так маленькой дружной семьею живем.
Но дети взрослеют, идут от нас в школу.
Приходят другие и с ними - по новой.
Работы другой я себе не желаю,
Это призванье мое – точно знаю.