СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Кочетова Ирина Борисовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, педагог-психолог, стаж работы 13 лет, первая квалификационная категория. | ![]() |
Автор: Ялышева Галина Ивановна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель-логопед, стаж работы 29 лет, высшая квалификационная категория. | ![]() |
Отличительной особенностью современного этапа российского образования является поиск новой модели образовательного пространства. Одним из важнейших направлений модернизации является изменение уклада дошкольного звена, обуславливающее внедрение инноваций в практику воспитания, обучения и развития детей до семи лет. В последние годы особое внимание уделяется решению проблемы доступности дошкольного образования, его вариативности в соответствии с потребностями семьи, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе, повышению уровня квалификации педагогов и родителей, преемственности дошкольного и начального образования.
Проведенный Министерством образования анализ состояния российской системы дошкольного образования позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации предшкольной подготовки детей 6-7 лет. Она должна представлять собой целенаправленный организованный социальный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, выполняющий функцию контроля за состоянием физического, психологического, интеллектуального развития детей перед поступлением в школу (как детей с нормальным развитием, так и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья).
В настоящее время сложилась специфическая ситуация, характеризующаяся увеличением рождаемости детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии. Помимо количественного увеличения нарушений в развитии, наблюдаются качественные изменения, которые все чаще носят множественный характер, затрагивая как физическую, так и психическую сферу, вызывая вторичные нарушения. Вне зависимости от характера дефекта по отношению к такому ребёнку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и инструменты решения образовательных задач, рассчитанные на нормальное развитие. В связи с этим ещё более повышается значимость тщательного комплексного, системного, динамического подхода к дифференциальной диагностике и созданию технологий специализированной помощи таким детям на этапе предшкольной подготовки.
Объективная необходимость создания системы предшкольной подготовки детей с ограниченными возможностями продиктована следующими факторами:
· защиты общественных и государственных приоритетов дошкольного образования как развивающей и развивающейся системы, пропаганды его идей в современном обществе;
· выравнивания стартовых возможностей всех детей; (1)
· поддержки родителей, заинтересованных в развитии и воспитаний детей старшего дошкольного возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья;
· обновления механизмов, стимулирующих профессиональный рост педагогических кадров, работающих с детьми, имеющими нарушения в развитии. (2)
В научной психолого-педагогической литературе существует понятие для определения состояния детей в период их перехода к обучению в школе – «готовность к школьному обучению». Под этим понятием подразумевается интегральное целостное новообразование социально-личностного, интеллектуального и физического развития ребёнка, которое обладает сложной структурой и формируется в дошкольном возрасте в условиях целенаправленного воспитания. (2)
Несмотря на изученность проблемы, вопрос готовности к школе детей с отклонениями в развитии требует специфического подхода с учетом особенностей структуры и проявления дефекта. Среди детей, имеющих нарушения в развитии, большую часть составляют дети с задержками психического развития, часто осложненные тяжелыми нарушениями речи.
Попытки раскрыть готовность детей с проблемами в развитии к школьному обучению осуществляли многие дефектологи, логопеды, психологи: Н.В.Бабкина, В.В.Воронкова, Т.Н.Князева, Е.Г.Речицкая, Т.Б.Филичева, М.С. Певзнер, С.Г.Шевченко и др. Они показали, что эта категория детей оказывается не готовой к школьному обучению по основным перечисленным параметрам (интеллектуальная, личностная, физическая готовность). У них выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики этих детей являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность, снижение потребности к речевому общению. Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей с задержкой психического развития осложняется неврологическими синдромами и расстройствами вегетативных функций. Все это сказывается на формировании элементарных школьных навыков. (2)
У большинства детей этой категории к моменту поступления в школу доминируют игровые мотивы. Игра для них остается той деятельностью, в которой возможности раскрываются с наибольшей полнотой. Поэтому игра и различные формы игровой деятельности должны использоваться как для формирования полноценной личностной готовности к принятию школьных требований у дошкольников со сложными дефектами развития, так и для воспитания интереса к учебной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития, не прошедших специальной коррекционной работы в дошкольном возрасте.
Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению у таких детей зачастую усугубляется ослабленным общим физическим и функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущей к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости.
Таким образом, для детей с отклонениями в речевой и психической сфере характерно:
• затрудненность усвоения способов общественного опыта;
• низкая познавательная активность;
• задержка формирования ведущей деятельности на разных этапах развития (эмоциональное общение с взрослым, предметная, игровая, учебная деятельность);
• позднее начало, замедленный темп или качественное своеобразие формирования основных психологических новообразований раннего, дошкольного и школьного возраста (речь, внимание, восприятие, воображение, чтение, письмо и т.д.); (1)
• грубое нарушение речевого развития, несформированность потребности в общении с взрослыми и сверстниками;
• недостаточность моторного развития (слабость мышц рук, трудности при переключении с движения на движение, общая моторная неловкость, нарушение зрительно-двигательной координации);
• низкий уровень развития психических процессов;
• отставание в формировании предпосылок к овладению предметной, игровой, продуктивной, учебной деятельностью;
• снижение произвольности психических процессов, деятельности и поведения, приводящих к существенной задержке развития личностных качеств.
• несформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы;
• нарушение процессов социализации.
Эти особенности психического развития могут отмечаться у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии в разных комбинациях и степени выраженности. Вследствие чего дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации в школе.
Реализация системы предшкольного образования детей с задержками в развитии осуществляется в следующих формах:
• Группы полнодневного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида, реализующих комплексные коррекционно - развивающие программы.
• Группы кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в ДОУ, образовательном учреждении (ОУ) начальная школа - детский сад, центрах развития ребенка, 2- 3 раза в неделю.
• Предшкольная подготовка детей с отклонениями в развитии, не посещающих образовательные коррекционные учреждения в домашних условиях под патронажем отдела образования.
• Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Данная форма организации предшкольного образования предназначена для оказания помощи родителям (лицам их замещающим) в подготовке к школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. (2)
В нашем образовательном учреждении существует оптимальная форма предшкольной подготовки для детей с проблемами в развитии, ведь именно в начальной школе - детском саду компенсирующего вида, такие дети могут получить надлежащую помощь в силу целостности системы и непрерывности образовательного процесса.
Целью предшкольной подготовки детей со сложными дефектами в образовательном учреждении является создание условий для развития интеллектуального, эмоционального, социального потенциала ребенка и способствование формированию интегративных качеств выпускника.
Для достижения поставленной цели педагогами ОУ намечен ряд задач:
• Сохранение и укрепление здоровья ребенка;
• Коррекция психических и речевых нарушений;
• Создание развивающей среды, способствующей развитию детей, с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей;
• Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности;
• Предупреждение вторичных отклонений в развитии, вызывающих сложности в обучении на начальном этапе.
Специфика предшкольной подготовка детей в дошкольном отделении такова, что весь коллектив сотрудников направляет усилия на создание условий для благоприятного развития каждого ребенка.
Основные направления работы наших специалистов следующие:
• Учитель – логопед - логопедическая диагностика, развитие речи и коррекция речевых нарушений, профилактика дисграфии и дислексии, разработка рекомендаций по использованию рациональных приемов подготовки ребенка к школе.
• Учитель – дефектолог - педагогическая диагностика, определение индивидуальных образовательных маршрутов, проведение занятий в соответствии с программами коррекционного обучения с учетом Федеральных Государственных Требований (ФГТ).
• Педагог-психолог – психологическая диагностика, консультирование, психокоррекция, разработка и оформление рекомендаций по подготовке детей к школе с учетом результатов психодиагностики.
• Воспитатель - педагогические наблюдения, на основе которых определяет сформированность умений и навыков по различным областям в соответствии с ФГТ, планирует организованную образовательную деятельность по подготовке детей к школе с учетом рекомендаций специалистов.
• Учитель начальных классов школьного отделения ОУ – участие в медико- психолого-педагогических совещаниях дошкольного отделения по набору детей в начальные классы; отслеживание динамики развития будущих первоклассников, посещение занятий специалистов и воспитателей дошкольного отделения, разработка рекомендаций для педагогов дошкольного отделения, осуществляющих предшкольную подготовку, проведение открытых мероприятий для родителей.
• Музыкальный руководитель – реализация программ музыкального воспитания с элементами логоритмики, театрализованной деятельности с учетом рекомендаций учителя- логопеда и педагога- психолога.
• Социальный педагог – объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка с проблемами в развитии, социально-психологического климата и стиля воспитания в семье, обеспечения законодательно закрепленных льгот, решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.(3)
• Врачи (педиатр, невропатолог, психиатр, офтальмолог) – организация медицинской диагностики и проведение ее отдельных элементов в соответствии со специализацией, уточнение схем медикаментозного, физио – фитотерапевтического лечения, контроль за организацией питания детей, разработка дальнейших рекомендаций по выбору образовательного маршрута для каждого ребенка в соответствии со структурой дефекта и динамики развития по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы в предшкольный период.
• Средний медицинский персонал (старшая медицинская сестра, медсестра физиотерапии, ортоптист)- обеспечение повседневного санитарно – гигиенического режима, ежедневный контроль за соматическим состоянием воспитанников, проведение процедур и назначений врачей-специалистов, доведение сведений и рекомендаций врачей до педагогического персонала и родителей.
• Старший воспитатель – координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией педагогической работы и анализ её эффективности.
Создавая систему предшкольной коррекционной подготовки в ОУ, мы в первую очередь учитываем общую психическую незрелость детей и состояние их здоровья, так как первое место принадлежит здоровьесбережению и здоровьесозиданию. С этой целью продуман и составлен щадящий режим жизни детей:
• Наполняемость групп не более 12 детей;
• За здоровьем каждого ребенка установлен контроль со стороны педагогов и медицинского персонала;
• Увеличено время для прогулок;
• Увеличено время сна;
• Организована диагностическая работа, направленная на выявление психофизиологических особенностей детей;
• Образовательный процесс строится в соответствиями с Федеральными государственными требованиями;
• Организованная образовательная деятельность в первой половине учебного года несколько сокращена по времени; (4)
• Основной формой работы с детьми является игра;
• Образовательная деятельность носит интегрированный характер в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и режимных моментах;
• Разработан план работы с родителями (практические советы, рекомендации, тренинги, совместные праздники, открытые мероприятия, круглые столы с участием учителей и специалистов дошкольного и школьного отделения);
• Планирование работы осуществляется в тесном взаимодействии педагогов дошкольного и школьного отделения, с целью облегчения адаптации воспитанников при переходе с одной ступени обучения на другую.
В 2011-2012 учебном году творческая группа специалистов, в которую вошли старший воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагоги-психологи нашего ОУ разработала инновационную образовательную программу «Маленькими шагами к большим успехам», которая была представлена на конкурсе ОУ Санкт-Петербурга, внедряющих инновационные образовательные программы. Отличительной особенностью этой программы является то, что в ней гармонично сочетаются и использованы традиционные и нетрадиционные подходы к образовательной деятельности и здоровьесозиданию, которые осуществляются в процессе организации различных видов деятельности и соответствуют основным направлениям развития дошкольника, предъявляемыми ФГТ и младшего школьника, определяемыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС). Данная программа позволяет комплексно решать задачи оздоровительной, коррекционно-развивающей, воспитательной направленности и способствует обеспечению успешной предшкольной подготовке и социализации детей с ограниченными возможностями в среде здоровых сверстников.
В настоящее время программа дополняется, корректируется и внедряется в образовательный процесс.
Таким образом, подготовка к обучению в школе детей со сложной структурой дефекта осуществляется с целью оказания помощи на начальной ступени обучения в освоении необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы и адаптации в традиционной или специальной (коррекционной) системе обучения. Педагогический коллектив ОУ рассматривает предшкольную подготовку воспитанников с проблемами в развитии не как самоцель, а как одно из средств формирования социальной компетентности.
Список источников:
1. Г.М.Казакова Предшкольное образование детей в ДОУ: формы организации и примеры игровых занятий. Москва. Аркти. 2007.
2. Н.М.Борозинец, Е.В.Евмененко, О.Н.Полчанинова. Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях предшкольного образования: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009.
3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Л.М.Шипициной. Санкт – Петербург. Речь 2005.
4. Л.С.Маркова Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. Москва. Аркти. 2002.