Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Вопросы развития дошкольного образования

И.Н.Гусынина. Развитие системы предшкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями.


Автор: Гусынина Ирина Николаевна, ГБДОУ №14 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, воспитатель,
стаж работы 32 года, высшая квалификационная категория.


   Предшкольное образование - это полноценная ступень целостной системы образования.

   Система предшкольной подготовки включает:
   - качественный отбор содержания образования,
   - новые методические подходы к организации образовательной практики,
   - новые технологии организации воспитательно-образовательной деятельности детей.

   Ведущая роль педагогической работы с детьми в соответствии с ФГТ (Федеральными государственными требованиями) принадлежит игровой совместной с педагогом деятельности (сотрудничеству). Учитывая возрастные особенности дошкольников, образовательная деятельность детей осуществляется, как в ходе режимных моментов, так и при организации разных видов детской деятельности, а так же в самостоятельной деятельности ребенка в развивающей среде.
   Теперь содержание педагогического процесса с детьми основано на проектном методе. Совместная работа педагога и детей над проектом длится от недели до месяца и заканчивается детскими “продуктами” деятельности.
   В основу организации совместной деятельности педагога с детьми заложен интегративный принцип. Интеграция происходит во всех видах деятельности ребенка.
   Так постепенно практическая деятельность дошкольника приобретает характер осмысленной и осознанной, что дает ребенку возможность планировать, самостоятельно организовывать собственную деятельность, вносить в нее коррективы, оценивать деятельность и ее результат.
   На первой план выступает обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольника.
   По принципу интеграции и реализации образовательных областей строится работа образовательной программы учреждениях в условиях введения ФГТ.

   Новые федеральные государственные требования определяют в качестве обязательных 10 образовательных областей и 5 направлений развития ребенка.

         Таблица 1. Реализация ФГТ в ДОУ

Направления развития ребенка
Образовательные области
"Физическое развитие"
"Здоровье"
"Физическая культура
"Социально-личностное развитие"
"Социализация"
"Труд"
"Безопасность"
“Познавательно-речевое развитие”
“Познание”
“Коммуникация”
“Чтение художественной литературы”
“Художественно-эстетическое развитие”
“Художественное творчество”
“Музыка”

   Наряду с традиционными областями в ФГТ представлена такая область, как “Безопасность”, которую необходимо реализовать в дошкольных учреждениях.

   Образовательная область “Безопасность” включает в себя три группы задач:
   1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
   2. О правилах безопасности дорожного движения.
   3. Формирование предпосылок экологического сознания.

   С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма большое внимание следует уделять в дошкольных учреждениях работе по изучению правил безопасности дорожного движения. Можно избежать многих опасностей и бед, если ребенка с малых лет, до того как он пойдет в школу, научить ориентироваться в окружающей обстановке, в том числе на улице, на дороге, в транспорте. Решить эту задачу можно, а именно, через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
   В ФГТ и в образовательной программе дошкольного учреждения определено, что организация совместной деятельности взрослых и детей по данной образовательной области осуществляется:
   - Непосредственно в образовательной деятельности;
   - Самостоятельной деятельности детей;
   - Групповой деятельности;
   - Индивидуальной;
   - В режимных моментах;
   - Во взаимодействии с родителями.

   На современном этапе наша задача активно и умело использовать принцип интеграции. Например, образовательная область “Познание” - используем экскурсии по улице, где дети наблюдают за транспортом, расширяем знания о видах транспорта, знакомим с перекрестком, пешеходным переходом. А как интересны и поучительны для детей целевые прогулки к автобусной остановке, к парковке автомобилей (знак “Парковка автомобилей”), обращаем особое внимание на то, как и где необходимо переходить проезжую часть, на стоящий транспорт и скрытую опасность.
   Или образовательная область “Коммуникация” – через общение со взрослыми и детьми идет процесс освоения безопасности дорожного движения, в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Предлагаемые воспитателем ситуации: “Чего не хватает на перекрестке”, “Движение пешеходов”, “Как могут ехать машины” помогают детям самостоятельно найти ответ на ряд актуальных для них вопросов.
   Нельзя не отметить образовательную область “Чтение художественной литературы”. Для формирования основ безопасности на дорогах у детей используем самые разные художественные произведения (стихи, рассказы, загадки, сказки). В книжном уголке выкладываем наглядный материал на тему: “Чтобы не было беды”, “Я пешеход”, “Ребенок и дорога”, “Азбука безопасности”.
   Процесс интеграции образовательных областей “Социализация”, “Труд”, “Познание” виден и в организации работы по ознакомлению дошкольников с профессиями (шофера, работника ГИБДД, постового регулировщика, полицейского). Большая роль отводится организации дидактических и сюжетно-ролевых игр по этому направлению. Обыгрывание возможных ситуаций на дорогах, тротуарах, транспорте, где дети выступают в роли участников дорожного движения (пешехода, водителя, пассажира, регулировщика) дают весьма ощутимые результаты.
   Нельзя не вспомнить образовательную область “Здоровье”, где мы сможем сформировать начальные представления о здоровом образе жизни детей, о ценности своего здоровья и здоровья близких, не создавать, а избегать опасных ситуаций на дорогах.
   Все свои знания и навыки по профилактике безопасного поведения на дороге наши дети с удовольствием используют в образовательной области “Художественное творчество”. Дети рисуют улицу, клеят транспорт, лепят светофор. В виде рисунков, аппликаций дети выражают свое отношение к проблеме безопасности на дорогах.
   Со своими детьми я неоднократно принимала участие в районных творческих выставках, где мы представляли работы “Планета безопасности”, “Я пешеход”.
   К сожалению, учитывая специфику нашего района, мы не можем показать детям подземный переход, трамвай, троллейбус, наглядно объяснить правила поведения в метро, работу светофора. Эту работу рекомендуем проводить родителям при поездках в Санкт-Петербург.
   Таким образом, на примере области “Безопасность” (ПДД) мы увидели приемы интеграции этой области с другими образовательными областями. Несомненно, введение ФГТ в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях.


   Список источников:
   1.О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина “Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников”.
   2.А.И.Буренина, О.Н.Мостова “Предшкольное образование в Ленинградской области”, СПб 2010г.
   3.Г.А.Галева, С.М.Гаффирова “Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах”, Казань, 2009г.
   4.О.С.Скоролунова, Н.В.Федина статья “О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании”, журнал “Дошкольное воспитание” №5, 2010 г.
   5.Л.А.Венгер и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., :Просвещение, 1987 г.
   6.Н.С.Голицына. ОБЖ для малышей. М.: Скрипторий 2003, 2010 гг.
   7.Ф.С.Майорова. Изучаем дорожную азбуку. М.: МИОО, 1991 г.
   8.С.Н.Черепанова. Правила дорожного движения дошкольникам. М.: Скрипторий, 2003 г.
   9.Т.В.Шпотова, Е.П.Кочеткова. Времена года, М.: Просвещение. 2006 г.
   10.Н.С.Голицына. Ознакомление дошкольников с социальной деятельностью. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез.