Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Опыт модернизации форм и содержания образования

Л.В. Ефимова. Развитие эмоционального интеллекта первоклассников в учебной деятельности.


Автор: Ефимова Людмила Викторовна, ГБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 27 лет, высшая квалификационная категория.

 

Запросы современной жизни требуют от педагога постоянного повышения профессионального уровня, формирования педагогического мастерства, обеспечивающего высокое качество образования. Осознавая, что на современном этапе развития образования для учителя важно не только знание предмета и методики его преподавания, но и владение знаниями в области активных профессиональных коммуникаций (учитель - ученик), результативность которых в значительной степени определяется эмоциональными особенностями человека, в том числе эмоциональным интеллектом, я заинтересовалась данной психологической характеристикой.

Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером в 1990 г.; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Они определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» (цит. по: Люсин, 2004). В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. По результатам исследований некоторых зарубежных и отечественных авторов эмоциональный интеллект рассматривается как основополагающий фактор успешности жизнедеятельности человека (Р.К. Купер, А. Саваф, Д. Гоулман, X. Вейзингер и др.), как предпосылка психического и физического здоровья (Дж. Сиаррочи, Ф.П. Дин и С. Андерсон и др.). Именно данные научные выводы заинтересовали меня и побудили к поиску путей развития эмоционального интеллекта у младших школьников, внедрению их в педагогическую практику.

Воплощение заботы и ответственности за здоровье человека в условиях современной сложной социальной и природной среды инициируют педагогический поиск эффективных путей индуцирования активности самого человека в обеспечении безопасных условий своего существования в современном мире, а также создание возможностей для развития личности с учётом индивидуальных особенностей и состояния здоровья. Актуальность названных выше вопросов не вызывает сомнений, так как задачи сбережения и созидания здоровья главного субъекта образовательного процесса входят в круг приоритетных направлений педагогических исследований и путей внедрения ФГОС НОО.

Инновационность данной методической разработки заключается в представлении условий, способствующих формированию эмоционального интеллекта первоклассников. Умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье и ученика, и учителя.

В структуре эмоционального интеллекта имеются два аспекта: внутриличностный и межличностный. Системно-личностный подход к образованию на современном этапе предусматривает формирование самоконтроля, самооценки, мотивации достижения на внутриличностном уровне и коммуникабельности, способности учитывать интересы другого человека, умение работать в команде – на межличностном.

Начиная работать с первоклассниками, я продумываю организацию и своей деятельности, и деятельности учеников на уроке с позиции формирования эмоционального интеллекта, развитой форме которого соответствует «знание о том, как изменить своё негативное настроение на позитивное» (Шастина А.Е.). Направления работы с учениками соответствуют трем характеристикам, выявленным в ходе научных исследований (работы Нгуен Минь Ань, кандидата психологических наук, РФ): 1) смена направленности внимания: от направленности внимания на мир вещей к направленности внимания на мир людей и эмоций; 2) смена эмоциональной ориентации: от эмоциональной ориентации на себя к эмоциональной ориентации на другого человека; 3) учёт эмоционального состояния другого человека в решении возникающих проблем.

Предлагаю вашему вниманию презентационную аннотацию методической разработки «Развитие эмоционального интеллекта у первоклассников» на примере урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»

Способ развития эмоционального интеллекта, выбранный мною и представленный в данной методической разработке через внедрение современных здоровьесозидающих педагогических технологий как ресурса личностного развития младших школьников, – это и есть методологический замысел разработки. Следует отметить, что за традиционной, на первый взгляд, структурой комбинированного урока кроется его развивающая содержательная основа, личностная ориентированность, технологичность и здоровьесозидающий потенциал. На этапе мотивации познавательной деятельности обучающихся предусмотрено имитационное моделирование жизнедеятельности через создание игровой ситуации – урок-путешествие. Важнейшей составляющей этого этапа урока - путешествия в пространстве и во времени считаю включение «кронштадтского компонента» (краеведческая составляющая) – рассказ о «подвиге» блокадной колюшки в годы Великой Отечественной войны. Актуализация необходимых знаний осуществляется с опорой на личный опыт обучающихся, акцент делается на развитие наблюдательности, внимании, организацию аналитической работы в парах и группах. Дополнительной активизации обучающихся способствует использование приема «динамический момент», раздаточного материала (ягоды рябины, шишки ели и сосны, семена ясеня), кормушек для птиц, изготовленные детьми, которые после урока вывешиваются в школьном дворе. Организация познавательной деятельности по новой теме урока продолжает виртуальное путешествие на реку.

  • Учебный эксперимент «Заморозим водоем» - это «динамический момент» урока, способствующий повышению двигательной активности первоклассников. А групповая работа с элементом дискуссии – технология, требующая эмоциональной ориентации на другого человека и учета его состояния в решении возникающих проблем. На этом этапе урока важна роль педагога в процессе дискуссии.
  • При организации самостоятельной работы по изучению водных обитателей, строения тела рыб продуманы подсказки для свободного выбора обучающихся. Учитывать индивидуальность, неповторимость и уникальность каждого ученика помогает высокий уровень эмоционального интеллекта педагога, формированию которого тоже следует уделять внимание.
  • Игра-соревнование «Ловись, рыбка!» используется для первичного закрепления нового материала и предусматривает формирование команды мальчиков и команды девочек. Важно отметить, что гендерные отличия в позитивной динамике развития эмоционального интеллекта тех и других могут вызвать конфликтную ситуацию на данном этапе урока (особенно в команде мальчиков). Что бы избежать это технология продумывается пошагово: 1. Разделение на команды не произвольное, а в соответствии с условиями игры, продуманными учителем, что исключает возможность ссоры. На данном уроке одной из задач было формирование таких личностных качеств как умение дружить со всеми вместе и с каждым в отдельности, поэтому для выбора первого игрока в командах и мальчики, и девочки просто встали по росту (как на уроке физкультуры). В то же время на другом уроке с другими целями разделение на группы произойдет с учетом психологических особенностей каждого ученика, которые учитель изучает и знает. 2. Команда мальчиков выполняют более трудоемкую работу, в то время как девочки просто обаятельны, они (по задумке учителя) вылавливают мелкую рыбку. Апробирование данной игровой технологии в различных детских аудиториях всегда было эффективно.
  • Фронтальная беседа «Что знаете о колюшке?» - это следующий, причем, важнейший этап урока. Воспитание любви к родине для меня обязательная часть любого урока в начальной школе. А знание родного края – выражение любви к нему.

Подведение итогов урока сопровождается слайдом мультимедийной презентации, на котором эпиграф урока: «Подводная зима – загадка на загадке» (Н.Сладков), Вернувшись к началу путешествия, мы с ребятами оцениваем успешность достижения цели и намечаем перспективы на будущее. Рефлексия предполагает оценку эмоционального состояния и настроения после урока-путешествия мимикой и жестами в соответствии с интригой урока.

Ценность данной методической разработки заключается в ее практикоориентированности. Правильно организованное педагогическое общение развивает существенно важные эмоциональные особенности, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка, формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе.

Методическая разработка может быть полезна учителям, работающим в любом классе, по любому УМК и с разными категориями обучающихся, так как представленные в ней различные варианты создания педагогических условий для успешности каждого ученика, формирования универсальных учебных действий и эмоционального интеллекта могут лежать в основе любого урока и внеурочного мероприятия.
Список источников:

1. Андреева И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 83-95.
2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования /Под ред. Д.В.
3. Нгуен Минь Ань. Психологические особенности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников : на примере российских и вьетнамских детей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Нгуен Минь Ань; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Воронеж, 2008. - 188 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-19/257
4. Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореферат диссертации… кандидата психологических наук. Иркутск, 2010. 160 с.
5. Шастина А.Е. Эмоциональный интеллект как фактор эффективности работы руководителя // В мире научных открытий. 2012. № 12. С. 197-203.