Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Опыт модернизации форм и содержания образования

И.Г.Павленко. Духовно-нравственное воспитание на занятиях объединения "Азбука фантазии".


Автор: Павленко Алина Геннадьевна, ГБОУ дополнительного образования детей детский морской центр Кронштадтского района Санкт–Петербурга «Юный моряк», педагог дополнительного образования, стаж работы 5 лет, вторая квалификационная категория.


Искусство жить, талант быть человеком… Часто ли приходится в школьной практике сталкиваться с подобной постановкой воспитательных задач?
Классическая «триада» учебно-воспитательного процесса концентрирует внимание на более конкретных, прагматичных и доступных целях, касающихся формирования и развития интеллектуальных и духовных сил ребенка в рамках возможностей, определяемых школьной программой. Дальнейшее же становление человеческой личности и ее подготовка к испытаниям на самом важном экзамене- «экзамене жизни» - отводятся на долю самообразования и самовоспитания.
Умудренные жизненным опытом люди в таком случае обычно говорят, что практика является критерием истины. И действительно, рано или поздно на помощь маленькому человеку приходит сама жизнь, неповторимая в своем многообразии «учебных ситуаций» и моральных испытаний, которые проверяют на прочность нравственные установки, жизненные приоритеты и духовные ценности, привитые ему в детстве.
Говоря в общем плане, «ценность - это то, что значимо для человека. Ценностные предпочтения проявляются в ситуации выбора. Если мы, к примеру, утверждаем, что для нас самое важное - это семья, а фактически предпочитаем работу, друзей, развлечения, то становится ясным, что для нас действительно ценно». (1)
Согласно Петраковой Т. И., в содержании образования может быть представлен целый комплекс ценностей, которые содействуют формированию и стимулированию развития духовных и нравственных сил учащихся.
К таким ценностям относятся:
- социальное благополучие общества;
- социальная справедливость;
- ценность знания;
- уважение к талантам и умельцам;
- достоинство личности;
- здоровье;
- сохранность природы;
- социальная активность личности;
- нравственное здоровье личности;
- ценность других народов и их культур;
- патриотизм;
- творчество и ряд других. (1)

Для объективного определения ценностных предпочтений детей, педагогу необходимо понимать реальную мотивацию их поступков. Открытая демонстрация истинного поведения ребенка происходит лишь там, где он в меньшей степени испытывает давление среды и является не пассивным объектом воспитательных воздействий, а полноправным субъектом, имеющим возможность свободного творческого самовыражения. Таким пространством «духовной свободы» становится для ребенка сфера его внешкольных интересов, которые, к счастью, у дальновидных родителей не остаются не замеченными, а находят реализацию в стенах учреждений дополнительного образования.
Именно сюда, в различные кружки и объединения по интересам, дети приходят не по принуждению, а по велению своей души, с доверчивым, открытым сердцем, без боязни оказаться в чем-то хуже и не способнее других, ведь за восторженный блеск глаз и яркий выплеск спонтанного творчества здесь не ставят оценки. Каждый ребенок, преодолевший инерцию «нетворческого» послеурочного досуга и пришедший в объединение в поисках себя и своей мечты, уже ценен сам по себе.
Дополнительное образование, таким образом, приобретает огромное значение в процессе раскрытия духовного потенциала подрастающего поколения и обращение к теме духовно-нравственного воспитания на занятиях в системе дополнительного образования имеет в этом свете очевидную актуальность.
В руках мудрых и чутких педагогов негласный «пакт о взаимном ненападении» и уважении духовных интересов и специфики мировоззрения каждого из участников творческого процесса становится неявным, но при этом всемогущим инструментом в постепенной духовно-нравственной шлифовке всех шероховатостей несовершенного и, в то же время, драгоценного мира детской души. Следует отметить, что у каждого педагога этот инструмент по-своему уникален и хранит множество секретов профессионального мастерства.

Нашему творческому объединению «Азбука фантазии» не так много лет, но все же представляется возможным выделить некоторые идеи и принципы духовно-нравственного воспитания, реализующиеся на творческих занятиях, которые, несмотря на их немногочисленность, пронизаны всепобеждающим чувством любви и благодарного принятия всего происходящего, как содействующего человеку на благо его внутреннего развития.
В процессе воспитательной работы в нашем объединении мы осознаем, что невозможно заставить ребенка быть нравственным без наличия у него осознанной необходимости духовных перемен, в отрыве от его внутренней мотивации. Извечный конфликт между детскими желаниями и взрослыми требованиями осложняет процесс духовно-нравственного воспитания, но все же из создавшейся ситуации существует конструктивный выход.
Для людей удовлетворять свои потребности (социальные, творческие, нравственные и др.) так же естественно, как дышать, есть (удовлетворять свои биологические потребности), поэтому путь формирования потребностей наиболее гармоничный путь воспитания детей. При подобном подходе задача педагога состоит в поиске методов и средств культивации "нужных" потребностей, подавлении "вредных" и формировании отсутствующих потребностей. Один из наиболее распространенных методов формирования потребностей является создание постоянной (долговременной) мотивации к тому, что в результате должно стать потребностью. На основе долговременной мотивации формируется привычка, которая и является в данном случае потребностью. (3)
Для эффективного закрепления таких духовно-нравственных «привычек» в поведенческом репертуаре ребенка необходимо не только рациональное, но и мощное эмоциональное подкрепление его поступков, как со стороны педагога, так и со стороны детского коллектива. Ведь для ребенка мнение сверстников является неоспоримым приоритетом, а потому особое значение приобретает создание в детском объединении атмосферы доброжелательности и изначального позитивного отношения ко всем участникам творческого процесса, что исключит травмирующие факторы несправедливой критики, необоснованных обвинений и конфликтов.
В нашем объединении существует негласное правило «доброты», по которому дети учатся видеть, прежде всего, положительные стороны оцениваемых произведений искусства, детских работ и конечно отдельных черт характера и поведения сверстников. Проводится четкая граница между поступком и человеком, совершившим этот поступок, ошибочным и, вследствие этого, отрицательным может быть только отдельное действие ребенка, но не вся его личность в целом.
Традиционен вопрос педагога, обращенный к каждому воспитаннику: «Попробуй определить, какие «плюсы» ты видишь в данной ситуации?» Такая изначальная установка на «полезность» в плане развития любого события в жизни ребенка способствует выработке у него задатков позитивного мышления, переключает с непродуктивного переживания возможных негативных последствий какого-либо происшествия на активный конструктивный подход к разрешению данной проблемы.
Созданию у детей своеобразной оптимистической жизненной философии также помогает просмотр фильма роману Элеанор Х. Портер «Поллианна», который в качестве наглядной иллюстрации демонстрирует детям поистине волшебные результаты доброжелательного отношения к миру главной героини. В качестве ценного психологического приема из множества удивительных идей данного фильма может быть использована игра, которая называется «Найди повод для радости», согласно которой любую неприятную ситуацию, можно представить для себя в «выгодном свете» и, применив немного фантазии и юмора, выйти из нее с хорошим настроением и с настроем победителя.
В связи с задачей формирования здорового психологического климата в объединении, на занятиях педагогом постоянно обращается внимание на эмоциональную культуру поведения, дети учатся быть вежливыми и заботливыми друг к другу, участвуя на протяжении всего учебного года в игре «Как стать добрым волшебником?». Отвечая каждый раз на этот вопрос в различных формах, дети подводятся к мысли, что способность дарить радость окружающим и делать бескорыстное добро - это и есть основной талант настоящего «доброго волшебника», который способен изменить к лучшему отношения со сверстниками, учителями и семьей, а значит сделать и весь мир вокруг немного добрее и счастливее.

Одним из эффективных практических заданий данной игры является совместное составление «волшебного кроссворда», когда к каждой букве написанного по-вертикали какого-нибудь духовно-нравственного понятия, дети подбирают слова-ассоциации, а также выводят на их основе соответствующие черты характера «доброго волшебника». Приведем пример со словом счастье (на доске читается фраза – «счастье есть!», задача детей доказать это):

С - сердце (доброта, сердечность), солнце (оптимизм, горение души, «внутреннее солнышко»), семья (чуткость, ласковость, заботливость);
Ч - человек (вежливость к другим людям), чудо (умение замечать прекрасное и удивительное в обыкновенном и создавать самим в своей жизни «маленькие чудеса»);
А – активность (активная жизненная позиция, «действенное добро» неравнодушное отношение к миру);
С - соучастие (быть частью какого-либо доброго дела, начинания);
Т – труд = творчество (при творческом подходе любой труд становится радостным и приносит счастье);
ЛЮБОВЬ -
ЕСТЬ!

Основная идея духовно-нравственного совершенствования детей, реализуемая на наших творческих занятиях, касается развития у детей эстетического восприятия действительности, которое, на наш взгляд, является непременным условием полноты духовной жизни в целом, раскрывающим все «человеческое» в ребенке, вступающим в общение с миром искусства.
На занятиях «Азбуки фантазии» реализуется принцип многомерности эстетического воздействия на духовно-нравственную сферу детей. Помимо традиционных занятий художественным трудом и изобразительной деятельностью, дети пробуют свои силы в литературном и музыкальном творчестве, совместно с педагогом сочиняют добрые сказки, стихи и песни, утверждающие веру в справедливое и гармоничное устройство мира, вызывающие в ребенке чувство восхищения и благодарности за бесценный дар жизни, который необходимо использовать на благо всему миру. Реализация данного принципа также проявляется в поощрении творческой инициативы детей, а также в возможности детей импровизировать в рамках предлагаемых тем, что позволяет педагогу глубже понять своеобразие внутреннего мира каждого из воспитанников.
Уважительное и заинтересованное отношение к личности ребенка положительно сказывается не только на общей динамике его развития, но и на способности чувствовать внутренний мир окружающих и сопереживать. На занятиях объединения, мы стараемся соблюдать принцип педагогического оптимизма, несущий идею о том, что хороший педагог должен быть в какой-то степени провидцем, заглядывающим в будущее ребенка, чтобы рассмотреть в маленьком человеке ростки зреющего таланта. Даже в самых малых, на первый взгляд, творческих достижениях детей и их начальных шагах на пути к нравственному поведению, есть немалый повод для радости, которую мы стараемся выражать разнообразными способами, не скрывая чувства благодарности ребенку и восхищения его успехами, что укрепляет детскую веру в собственные силы и создает мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.
Наше убеждение состоит в том, что только счастливый педагог, осознающий ценность своей работы и развивающийся вместе с создаваемым им детским коллективом, может воспитывать счастливых и талантливых детей. В связи с этим, непоследнюю роль в создании комфортной и «творчески раскрепощающей» атмосферы в нашем объединении играет авторское творчество педагога, предъявляемое детям не в качестве образца для подражания, а на правах соучастия в общем творческом процессе. Реализация данного принципа заключается не только в демонстрации педагогом готовых продуктов своего творчества, но и в совместном создании с детьми стихов, сказок и песен под гитару.
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно утверждать, что духовно-нравственное воспитание на занятиях объединения «Азбука фантазии», представленное в различных формах, несет в себе основную идею параллельного развития и углубления гуманистических и эстетических потребностей детей. Ведь, как известно, нравственное чувство неотделимо от чувства прекрасного и только на почве культурного просвещения и духовно-нравственного воспитания нам следует искать пути совершенствования удивительного и прекрасного мира детской души, что через «инвестиции» в «духовный капитал» молодого поколения не могут не давать нам надежду на лучшее будущее всей нашей страны.


Список источников: 
1.Т.И.Петракова. Базовое содержание образования и ценности православной культуры. Выступление на IX Международных Рождественских образовательных чтениях)
http://www.oim.ru/reader@whichpage=1&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=128.asp
2.Лебедев В.В. "Сознательный" и "потребностный" подходы к воспитательной работе. (методические материалы детско-юношеской организации «Остров сокровищ») http://old.vostrove.ru/