Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Реализация компетентностного подхода в предметном обучении

И.В.Лисина. Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников.


Автор: Лисина Ирина Владимировна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, учитель начальных классов, стаж работы 17 лет, высшая квалификационная категория.


«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития»
Л.С.Выготский



Одной из главных задач на современном этапе является достижение нового современного качества образования. В условиях жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться в изменяющихся ситуациях, творчески подходить к решению проблем, способных к самообразованию в течение всей жизни.
В концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание не только формированию прочных и глубоких знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, социально-значимых качеств.
В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной модели школы, содержание образования в которой будет ориентировано на саморазвитие личности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности.
Исходя из этого, главными становятся ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, основанный на личной ответственности, т.е развитие ключевых компетенций, которые формируются при деятельностном подходе.
Для этого предполагается решить следующие задачи:
• Усилить практическую ориентацию образования;
• Изменить методы обучения, расширив все те, которые формируют практические навыки;
• Усилить роль самостоятельной работы.

Для решения этих задач в условиях модернизации системы образования важным является использование современных педагогических технологий и средств обучения таких как:
• Личностно-ориентированное обучение;
• ИКТ;
• Технологии деятельностного обучения;
• Технология проектной деятельности;
• Технология развития критического мышления.

И здесь важна внутренняя позиция учителя, который должен быть готов к внедрению в свою практику инноваций. А для этого учитель, прежде всего, должен уметь:
• Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
• Закреплять знания и умения в урочной и внеурочной деятельности;
• Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, всех видов самостоятельной работы (групповой, индивидуальной);
• Создавать «Ситуацию успеха» для каждого ученика;
• Оценивать достижения не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

Учитель должен понимать что:
• Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и опыта невозможно;
• Главная задача – обеспечить максимум успеха для своих учеников;
• Учитель не единственный и главный источник знаний;
• Главным является не предмет, которому он учит, а личность, которую он формирует.

Обладая этими знаниями и пониманием актуальных направлений в образовании, учитель открыт для своих учеников, готов к сотрудничеству. Он может, бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому посмотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем. Словом быть социально-успешным человеком. Ведь неуспешный ученик – это перепуганный человек, перепуганный неудачами в учебе в первую очередь.
Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопросы:
- как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимыми ученику в жизни?;
- как сделать обучение интересным?;
- как активизировать познавательную деятельность моих учеников?;
- как включить в процесс обучения всех учащихся?

Ведь, как сказал В.А.Сухомлинский: «Самая страшная опасность – безделье за партой. Это развращает человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Процесс обучения сегодня должен давать результат, ориентированный на будущее, определять стратегию всей последующей жизни ребенка. Образованный человек в современном обществе это не только человек вооруженный знаниями, но умеющий добывать эти знания, для решения стоящих перед ним проблем, умеющий применять эти знания в любой ситуации, умеющий адаптироваться в меняющихся условиях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным. То есть речь идет о формировании у школьника ключевых компетенций. А школа и учитель в первую очередь должны создавать условия для их формирования.
Все это потребовало создания в моей педагогической практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, приносящую ребенку радость открытия, преодоления, достижения своей цели.
Такие условия позволяет создать проектная деятельность. Ей я отвожу ведущую роль в своей работе. Проектная деятельность создает на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой мы с моими учениками выступаем в роли партнеров, единомышленников, соавторов. Потому что моя главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать». А организовать совместную работу, совместный поиск.
Проектная деятельность младших школьников это, прежде всего, творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых знаний и способов деятельности.
Учебно-проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию.
Изучив теоретическую основу метода проектов на основании работ д.п.н. Е.С. Полат и опираясь на исследования Л.П. Виноградовой, я проанализировала безусловные достоинства метода проектов и, принимая во внимание опыт работы учащихся в парах и группах, решила, что реально и целесообразно применение метода проектов уже с 1 класса.
Дети младшего школьного возраста, как отмечали Эльконин и Давыдов, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину, распространяется на все сферы деятельности.
Проект в начальной школе может охватывать область одного предмета, а так же может быть межпредметным. Все учебные предметы в начальных классах обладают широкими возможностями для организации проектной деятельности.
В работе по методу проектов необходимо учитывать, прежде всего, психолого-педагогические особенности младших школьников: темы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием, проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне его ближайшего развития.
В своей работе я эффективно использую различные типы проектов:
• Исследовательско-творческие, где результат оформляется в виде газет, листовок, инсценировок. Такие проекты позволяют моим ученикам проявить и развить свои творческие способности.
• Информационные, которые предполагают аналитическую работу с информацией.
• Практико–ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость.
• Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков исследовательского мышления.

С чего же начинается проект? Для начала – идея. Она, как уже говорилось, должна быть значимой, в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована понятным для детей языком.
Для мотивации я стараюсь поставить проблему. В этом мне помогают сказки, притчи, видеосюжеты.
Первый класс – время знакомства с детьми, первые рассказы о себе, своих интересах. Уже в сентябре предлагаю ребятам поближе узнать друг друга. На первом этапе даю задание: «Чтобы наш коллектив был дружным, необходимо доверять друг другу, лучше знать каждого и оценивать по достоинству. Для этого вам предлагается составить рассказ о своем соседе по парте, используя свои наблюдения и вопросы, на которые тот по желанию ответит».
На втором этапе - обсуждение вопросов, которые можно задавать, определение границ наблюдения, третий этап - подготовка выступлений и четвертый этап - презентация проекта «Портрет нашего класса». Этот проект может иметь продолжение во 2 и 3 классе путем расширения круга вопросов. (Что означает имя. Любимые предметы. Черты характера. Поступки, заслуживающие уважения).
Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Почему желтеют листья?», «Куда улетают птицы?», «Для чего школьнику режим?».
Далее провожу уроки-тренинги, на которых мы учимся, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать ее, так, как это делают ученые. Моя задача - подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем интереснее пойдет работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но все сведения нам тяжело удержать в голове, записать мы тоже не можем, так как нет навыка письма. Поэтому приходим к выводу, нужно создать рисунок, схему или условный знак.
Мини исследовательские работы ребята проводят в течение всего года. Таким образом, я ищу первых исследователей, а дети получают опыт публичного выступления.
Далее важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с проектно-исследовательской деятельностью. Ее целями и задачами.
В конце учебного года проводим подведение итогов работы в форме классного часа с родителями.
Начиная со второго класса, работаю над формированием умения выбирать тему, видеть проблему, задавать вопросы, наблюдать, делать выводы.

Предлагаю задания и упражнения для умения видеть проблемы, смотреть на объект исследования с разных сторон:
• Продолжи неоконченный рассказ;
• Расскажи от имени другого персонажа;
• Опиши один день твоей воображаемой жизни, используя концовку: «нам так и не удалось выехать на дачу», «а рыбы-то мы так и не наловили» и т.п.;
• Придумай нетрадиционное использование обычных вещей.

Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, строить предположения.
Затем важно научить ребят задавать вопросы: давать определения понятиям, обобщать, классифицировать, наблюдать, анализировать.
Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Педагогическое руководство учебным исследованием осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее важно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.
Считаю, что в 1 и 2 классах не следует требовать от ученика оформление текста с результатами исследовательской работы. Мы делаем это совместно с учеником: пишем план, проговариваем, рисуем схему.
Далее, в 3 и 4 классе, мы совершенствуем систему полученных знаний и умений, расширяем ее. На этом этапе становится интересной коллективная проектно- исследовательская работа. Выполняя исследования в группах, все дети имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешно учиться.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность - одна из конкретных возможностей использовать жизнь для решения образовательных и воспитательных целей. Вот почему можно сказать, что она расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как перейти от словесного обучения к обучению самой жизнью, что необходимо для развития ключевых компетенций учащихся.
С точки зрения ученика проектно исследовательская деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно. В группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Для меня проектно-исследовательская деятельность – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Именно поэтому я использую в обучении проектно-исследовательскую деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет ее, позволяя мне помочь каждому ученику пережить ситуацию успеха, раскрыть разные стороны его личности.


Список источников

1.Н.М.Конышева. Проектная деятельность школьников. Начальная школа – 2006, №1 
2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
3. Н.Ю.Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2008.