Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Проблемы развития образовательных систем

Е.А. Политова. Аттестация - миссия выполнима?


Автор: Политова Елена Александровна, ГБОУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт–Петербурга, методист, стаж работы 5 лет 8 мес.


Переход на новые образовательные стандарты, переход на новую систему государственного финансирования (83 ФЗ), переход к государственно-общественному управлению образовательными учреждениями - каждое их этих нововведений решает несколько задач, которые, в конечном итоге, сводятся к трем главным: повышению качества образования, сохранению здоровья и воспитанию личности.

Современное общество предъявляет высокие требования и к профессионализму работников сферы образования. Каким же должен быть учитель сегодня, какие умения нужны ему в меняющемся мире? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Для специалистов неоспоримым является тот факт, что сегодня «нужна серьёзная система экспертизы результатов труда педагогов, слишком уж неоднороден у нас учительский корпус». В соответствии с изменениями, внесенными в закон РФ «Об образовании», с 1 января 2011 года вступили в силу новые правила аттестации учителей, которые должны стимулировать динамику профессионального и личностного роста учителя. Новый порядок аттестации педагогических работников вызвал бурю эмоций в педагогической среде - сегодня нет, наверное, ни одного педагога, который не обсуждал бы эту тему.

С учетом мнения педагогической общественности в ноябре 2011 года в экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогических работников ОУ  Санкт-Петербурга были внесены изменения, которые позволяют набрать большее количество баллов за участие в мероприятиях, показательных для работы учителя, а в конечном итоге - аттестоваться на ту или иную категорию. Несмотря на все страхи и негативизм, на конец января этого года из 16 педагогов, подавших документы на аттестацию (из них – 6 человек на высшую категорию), только один не подтвердил свою квалификацию. По словам З.В. Лексиной, секретаря аттестационной комиссии нашего района, новые правила аттестации дают больше возможностей для творчества, позволяют систематизировать и активно распространять накопленный опыт, проводить самооценку: «А не отстаю ли я, а иду ли вперед?..», участвовать во всевозможных профессиональных конкурсах, внешних мониторингах, использовать современные образовательные технологии и электронные образовательные ресурсы и т.д. «Главное относиться к ситуации не как к проблеме, а как к задаче, которую нужно решить, какой бы сложной она не была!», - так считают авторы материалов, опубликованных в научно-методическом журнале «Пионер» (ноябрь 2011, №9, адрес электронной версии: http://smipioner.ru/). Как следует готовиться к аттестации? Как грамотно представить документы в портфолио? Как складывается заветная сумма баллов? Те, кто рассматривает разделы экспертных заключений в качестве руководства к действию, найдут здесь множество полезных рекомендаций. В этом номере собраны публикации разных категорий педагогических работников: руководителей, ответственных за аттестацию, педагогов, прошедших или только стоящих в преддверии аттестации. Авторы полагают, что, собранные материалы помогут вам, уважаемые коллеги, взглянуть на процедуру аттестации не как на «тяжкий крест», а как на приобретение нового опыта, новых знаний и компетенций.

В качестве примера приведем некоторые выдержки из этих публикаций.

Авторитетное мнение

Владимир Земляницин, специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию СПб о мифах, существующих в учительской среде по поводу новых правил аттестации:

- «Чтобы получить высшую категорию учитель должен с утра до вечера писать статьи, иметь изданный учебник, монографию, быть кандидатом и доктором наук, а кроме того работать в школе, являющейся лабораторией, экспериментальной площадкой или ресурсным центром».

Это самое распространённое и, на мой взгляд, самое опасное заблуждение. При определении минимального балла, необходимого для присвоения первой и высшей квалификационных категорий, в экспертном заключении не учитывались пункты 2.1 (участие в реализации образовательных программ экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров районного уровня, городского уровня, федерального уровня, международного уровня), 2.6 (наличие изданного учебника), 2.7 (наличие опубликованной монографии), 2.8 (наличие диссертации по профилю преодаваемой дисциплины, педагогике, психологии: кандидат наук, доктор наук), 2.13 (исполнение функций наставника).

Евгения Курочкина, директор Центра аттестации СПбАППО, секретарь Главной аттестационной комиссии Комитета по образованию Санкт-Петербурга:

- Много споров вызывают те пункты экспертного заключения, где не умножаются баллы одинаковых достижений на их количество. Сейчас в ряд пунктов (выступления на семинарах, конференциях, а так же личные достижения педагога в профессиональных конкурсах и достижения обучающихся (воспитанников) в олимпиадах, конкурсах и соревнованиях) внесены изменения. Достижения суммируются по каждому параметру (но не более трех одинаковых). Увеличены баллы за открытые мероприятия. Со всеми нормативными документами и методическими рекомендациями можно ознакомиться на сайте - СПб АППО (http://spbappo.ru) - на портале «Петербургское образование» http://petersburgedu.ru) - на странице центра аттестации работников образования. Нормативные документы так же размещены на сайте Комитета по образованию в разделе «Педагогические кадры». Санкт-Петербурга (http://k-obr.spb.ru)

Елена Ненахова, директор гимназии № 528, руководитель экспертной группы городской аттестационной комиссии:

- Не секрет, что в деятельности педагога наступает такой момент, когда он чувствует себя профессионально сформировавшимся. Далее возможны два варианта развития: систематизировать накопленный опыт, поделиться с другими, идти вперед или остановиться на достигнутом. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта. Новая форма аттестации стимулирует подобную деятельность.

Ольга Нестеренкова, директор ИМЦ Невского района:

- Да, трудно нам, родившимся в СССР, принять тот факт, что нет заслуг, которые были бы вечными, трудно принять, что звания «Заслуженный учитель РФ», «Народный учитель РФ», «Почётный работник системы образования РФ» «Отличник народного просвещения») или учёная степень не являются решающими при определении аттестационной категории. Но сегодня это факт, и при серьёзном размышлении можно понять и принять логику разработчиков экспертных заключений. Получив высокую награду или учёную степень, учитель получил вознаграждение за свой труд и некую прибавку к заработной плате, но это звание, работая учителем, необходимо постоянно подтверждать, это звание (учёная степень) накладывает определённую ответственность на того, кому оно присвоено, а значит, пройти аттестацию такому педагогу не составит труда, конечно, если он не остановился и не почивает на лаврах достигнутого.

Согласитесь, через 5-10 лет его квалификация без непрерывного роста вряд ли останется на том же высоком уровне, на каком она была в момент получения награды или учёной степени…

Дорогу осилит идущий…

Приступая к подготовке этого материала, мы обратились к кронштадтским педагогам, которые первыми преодолели крепость под названием «аттестация по-новому», и попросили поделиться своими впечатлениями.

Тамара Владимировна Мироненко, учитель биологии школы № 425, районный методист, высшая категория:

- Нужное количество баллов смогут набрать те, кто в межаттестационный период трудился «не за страх, а за совесть»: принимал участие в профессиональных конкурсах разных уровней, обобщал и распространял свой педагогический опыт, разрабатывал инновационные проекты, чьи воспитанники - дипломанты всевозможных конкурсов и олимпиад. Мои ребята участвовали и побеждали в различных олимпиадах и конкурсах городского и международного уровней, например – в международном конкурсе «Неделя головного мозга». 80 баллов было начислено за хорошие результаты ЕГЭ и так далее.

Конечно, сначала было трудно преодолеть определенный психологический барьер, но как говорится: «глаза боятся - руки делают». Не так сложно собрать портфолио, главное – что туда положить. Начинать надо с внимательного изучения экспертного заключения…

Альфред Петрович Панкунас, учитель физической культуры школы № 418

(из необходимых для аттестации на высшую категорию 500 баллов набрал 705):

- Бояться аттестации бессмысленно. Нужно хорошо представлять, как к ней подготовиться. В каждой школе найдутся специалисты, которые придут вам на помощь. Мне помогали директор школы, завучи, сотрудники информационно-методического центра. Новые правила аттестации хороши тем, что дают возможность дифференцированно подходить к оценке труда учителя, стимулируют систематизировать свою работу. Хотелось бы посоветовать молодым педагогам - не ждать, когда придет время подавать заявление на получение категории, а уже сейчас заниматься составлением портфолио. Трудиться! Участвовать! Добиваться! В этом – залог успеха.

Ирина Николаевна Асанова, заместитель директора по УВР школы № 422, первая квалификационная категория:

- Существует несколько форм аттестации для руководителей образовательных учреждений. Я проходила аттестацию в форме экзамена – своего рода собеседования. Экзаменаторами были представители Комитета по образованию, АППО, Центра аттестации. Вопросы касались нормативных актов, организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия с родительской общественностью... Обстановка абсолютно доброжелательная. Конечно, пришлось серьезно подготовиться. Зато теперь – гора с плеч! Не так страшен черт, как его малюют!

Светлана Валентиновна Куркина, воспитатель ДОУ № 13, высшая категория:

- Аттестация – это важный этап в жизни любого педагога. Уже пройдя аттестацию и подтвердив высшую категорию, я могу со всей ответственностью заявить, что не надо бояться этой процедуры! Радует, что в экспертное заключение были внесены изменения. Значительно выше стали оцениваться открытые мероприятия педагогов, наставничество, а также достижения воспитанников. Появился серьезный стимул повышать свою компетенцию в области ИКТ, причем на базе любого учреждения, имеющего лицензию на образовательные услуги в этой области. Первый опыт доказал, что педагогу, ведущему активную профессиональную деятельность, не составит труда собрать материалы для портфолио! Желаю всем педагогам успеха!

Стоит заметить, что любое, даже самое авторитетное мнение, каждый человек воспринимает по-своему. Все новое и не пройденное всегда вселяет в человеческие души страх и смятение. Однако новые правила аттестации – это данность на сегодняшний день. Может быть, просто стоит подойти к экспертным заключениям как к условию задачи, которую надо решить, а люди, готовые подсказать, научить, поддержать всегда найдутся. Ведь гибкость мышления, творческий подход к любому делу, способность чувствовать «пульс времени» и действовать согласно ему – эти качества всегда были свойственны представителям педагогической профессии.