Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Проблемы развития образовательных систем

Л.В.Гонцова. О блогах, педагогах ДО и не только....


Автор: Гонцова Людмила Викторовна, ГБОУ ИМЦ Кронштадтского района Санкт–Петербурга, методист, стаж работы
38 лет, высшая квалификационная категория.


    Начать хочется не очень традиционно, с конца, с подведения промежуточных результатов и некоторого их анализа. Почему промежуточных? Потому что хочется верить в наших кронштадтских педагогов. Хочется надеяться, что они из-за своей загруженности, бесконечной текучки не пройдут мимо возможностей, которые открывает для обучения использование современных Интернет-технологий. Да, вначале это потребует дополнительных усилий и личного времени, но в результате оправдает все затраты, так как увеличит эффективность труда, и, конечно, повысит уровень самооценки! Грамотное использование Интернет-сервисов, огромное количество которых предлагает, например, империя Google, даст возможность разговаривать с большинством учеников на одном языке, что уже очень важно для современного учителя.
    Не секрет, что удерживать внимание учеников становится труднее с каждым днем. Старыми методами делу не поможешь! Мы же не таскаем воду ведрами, когда есть водопровод, и не пользуемся керосиновыми лампами, если есть электричество! Это традиционные методы обучения приводят к тому, что согласно социологическим опросам, каждые два года количество выпускников, утверждающих, что в школе было неинтересно учиться, увеличивается на 5%. (Исследование «Выпускник петербургской школы», проф.С.Г. Вершловский, ведется с 1993 года).
    В 2012 году в целях популяризации в районе одной из эффективных форм дистанционной организации процесса обучения и воспитания, основанной на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, а именно ведение блога ГБОУ «Информационно-методический центр» Кронштадтского района СПб предложил информационную и методическую поддержку педагогам в использовании этой формы.
    В ноябре 2012г. были приглашены педагоги ОУ, имеющие базовые знания ИТ, заинтересованные в создании и использовании возможностей блогов по своему предмету или направлению воспитательной работы (для учащихся, родителей и коллег) на обучение (очно-дистанционная форма) в ИМЦ города Кронштадта. Педагогам была предложена методическая помощь по всем вопросам, связанным с созданием эффективного блога учителя (определение целевой аудитории, выбор платформы, структура, дизайн) и возможность разместить ссылку на образовательных сайтах района.

    На платформе MOODLE (moodle.ostrovint.spb.ru) ИМЦ создан дистанционный курс специально для начинающих блогеров, где даются еженедельные задания с пояснениями. Те, кто воспользовался материалами курса, отмечают доступность предоставленных объяснений и рекомендаций.
    Из опыта предыдущих курсов, рассчитанных только на дистанционные занятия, могу уверенно сказать, что все-таки лучше сочетать дистанционное обучение с очными встречами. Такие встречи для начинающих блогеров были организованы на базе ИМЦ, школы 425 и школы 423. Но, к сожалению, техническое обеспечение всех встреч было некачественным. В ИМЦ до сих пор нет компьютерного класса с Интернетом, в школе 425 не было необходимых программ для работы с блогами, а в школе 423 в одном классе был Интернет, но не работала доска, в другом компьютерном классе было все наоборот. Можно сказать, что работа проходила как у А.Райкина «на плече у греческой статуи». Для успешной и эффективной работы методистов ИМЦ должен быть мобильный компьютерный класс с выходом в Интернет, который всегда можно подготовить для определенного занятия. Но радует то, что планируется создать такой  компьютерный класс уже в этом году. Скорее бы!
    Конечно, надежда была не на школьные, а на домашние компьютеры. Да и Интернет дома на много лучше! Вот только времени у педагогов сидеть дома и во всем разбираться самим, понятно, нет. Да и стимулов не хватает. При аттестации 10 баллов дают за наличие блога, но ведь блоги бывают разные. Количество работы и качество не учитываются. Надеюсь, что в этом плане принципы аттестации будут совершенствоваться. Ну а пока получилось то, что получилось.
    Для того чтобы подбодрить учителей, я начала создавать блог вместе с ними. Это блог, рассчитанный на определенную целевую группу, блогеров-предметников ОУ Кронштадта. Адрес блога http://2011ostrovint.blogspot.com, на главной странице которого размещены сообщения об очных занятиях блогеров, о городском конкурсе блогов и другие новости блогерской тематики. Все это делается для того, чтобы обучаемые могли делать то же самое на своих блогах по аналогии. Здесь же размещаются различные гаджеты, включая анкету «Чему способствует использование Интернет-технологий в обучении?»
    Страничка Блогеры ОУ Кронштадта посвящена тем учителям, которые создали блоги. Конечно, все они находятся на разном уровне. Некоторые не дошли даже до создания страниц и выдохлись. Времени прошло не так много, всего 4 месяца. Но уже видно, кто будет развивать свой блог, совершенствовать его. И тогда блог обязательно станет необходимым инструментом в работе, верным помощником, способом и стимулом самовыражения. Этим педагогам будет и далее оказываться методическая помощь. Часть блогов находятся в стадии гадкого утенка, от их владельцев зависит, превратятся ли они в прекрасных лебедей или застынут в виде полуфабрикатов, а потом исчезнут в пучине Интернета. Мне почему-то жаль их как маленьких детей.
    Некоторые учителя создали блоги, но адрес так и не сообщили, о чем сказали мне в личной беседе. Не бросайте начатое дело! Ваши блоги должны занять положенное им место на сайтах школ и ИМЦ!
Есть и многообещающие блоги, в которых продумана структура, есть интересный контент, в которых чувствуется творческий подход. Можно отметить блоги М.А.Бавыкиной - школа 418; Т.В.Ткачевой, И.Ивановой - Психологический центр; Г.М.Губиной, Е.А.Политовой -ИМЦ; Н.Е.Шаховой - школа 424, Н.Баскаковой - школа 423; О.Харитоновой -КМКК. Но и эти блогеры еще в начале пути. Четыре месяца для блога – не возраст! Хочется пожелать им удачи и творческих радостей!
    Их блоги участвуют в конкурсе блогов педагогических работников образовательных учреждений Кронштадтского района, организованного с целью повышения информационной культуры педагогов. Конкурс является районным этапом ежегодного городского Фестиваля «Использование информационных технологий в образовательной деятельности», организуемого РЦОКоИТ.
   Организатором Конкурса является Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов Кронштадтского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический Центр».
    Участие в конкурсе не самоцель. Главное, чтобы в будущем осталось стремление с самореализации и развитию, творческой деятельности на пользу себе и ученикам.
    Темы для блогов были выбраны разные и, казалось бы, перспективные. Например, тема блога Е.Тарасовой – международный проект. Это направление очень интересно для развития международного сотрудничества ОУ. Личные встречи партнеров случаются не очень часто. Проектную работу можно вести в Интернете, используя, например, блоги. Учитывая тот факт, что школа 425 имеет надежных партнеров в столице Украины, с которыми ведется школьный обмен и налажено проектное сотрудничество, ресурс можно развивать и развивать. Можно пригласить украинских партнеров в соавторы блога. Но пока не размещено ни одной фотографии, нет проектных материалов, нет совместной странички. Очень жаль!
    Хорошую и нужную тему для блога выбрала Г.М. Губина, 100 главных художественных книг, которые должен прочитать каждый образованный человек. Есть, о чем подумать и обсудить на блоге. Целевая аудитория обширная, коллеги-педагоги, школьники, родители.
    Очень хорошее название для блога придумала Е.А. Политова, «ПОЛИТинфо». Сразу понятна сфера интересов автора. Чувствуется профессиональный и творческий подход.
    Т.В.Ткачевой, И. Ивановой, Психологический центр, уже можно размещать свои блоги на сайте ОУ и развивать блоги в плане интерактивности, то есть наладить общение со своими слушателями и клиентами. Я очень надеюсь, что блоги помогут авторам донести важные психологические знания дошкольников и их родителей.
    Н.Е.Шаховой можно пожелать использовать собранные материалы блога для создания целого курса на платформе Moodle. На методическую поддержку педагог может рассчитывать.
    М.А. Бавыкиной, создавшей блог учителя математики, с продуманной структурой и грамотным дизайном, хочется напомнить, что главным показателем успешности блога является его интерактивность, т.е. посещаемость ресурса представителями целевой группы, участие их в создании блога, соавторство с учениками, их родителями и коллегами. Безусловно, важен и интересный контент (содержание), который и притягивает читателей.
    На встречах часто звучит один и тот же вопрос. Почему учителю лучше использовать блог, а не сайт? Ответ простой. У блога больше возможностей для интерактивного общения, а это для педагога очень важно. У меня есть хороший сайт www.ostrovint.spb.ru ,но когда появилась необходимость общения с небольшой целевой группой блогеров ОУ Кронштадта, я создала блог http://2011ostrovint.blogspot.com/, в котором на много больше интерактивных возможностей, хотя использованы еще далеко не все инструменты. Но уже есть на блоге пример анкеты для опроса коллег, есть форма из документов Гугл, которая размещена внизу страницы, где все обучаемые могут писать о своих проблемах и давать советы коллегам. Используется виджет для организации чата и другие гаджеты для развития интерактивых функций блога. Есть возможность комментировать все сообщения.
    Что еще хотелось бы использовать на блоге для общения? Соавторство с коллегами. Блог дает такую возможность. Нужно уделить больше внимания работе с различными формами Гугл-документов. И важно не забыть о вики. Например, есть интересный онлайновый сервис WikiWall на русском языке для совместного создания Wiki-стенгазет несколькими пользователями. Виртуальная интерактивная Доска Dabbleboard тоже может быть использована на блоге. Но не все сразу! Полезнее двигаться вместе с блогерами с небольшим опережением. Главное убедить педагогов осваивать новые инструменты, используя курс ДО.http://moodle.ostrovint.spb.ru/course/view.php?id=31
http://2011ostrovint.blogspot.com/p/blog-page_16.html

    В заключение еще раз хочу упомянуть анкету «Чему способствует использование Интернет-технологий в обучении?», созданную на основе опроса участников семинара в школе 548. Почти все опрошенные соглашаются, что ИТ способствует появлению новых видов деятельности учителя, появлению новых видов деятельности учеников, познавательной самостоятельности учащихся, формированию критического мышления, способности сопоставлять, сравнивать, делать выводы, способности обобщать,
способности работать с информацией, делать предметное содержание интереснее, нагляднее, закрепляет предметные навыки и умения , организует самостоятельную работу учеников, стимулирует творческую деятельность учащихся.
    Хочется или не хочется, но педагогам необходимо сделать шаг в сторону современных технологий работы с информацией. На помощь ИМЦ по развитию блогов учителя могут рассчитывать!
    На самый конец я оставила приятную новость для блогеров ОУ Кронштадта. О.А.Пивненко, автор многих блогов, материалы которых были использованы при подготовке курса ДО, приняла приглашение приехать в Кронштадт и рассказать о том, как она делает свои блоги интерактивными. Только до этого необходимо привести наши блоги в порядок!

Список использованных ресурсов:

Ничего себе. Все людям. Юрий Ээльмаа, РЦОКоИТ

Руководители ОУ
Светлана Копешкина, министр образования Пензенской области
Кляксы в классном журнале, московский директор школы
Я так думаю!, Владимир Ардабьев, директор лицея г. Уварово Тамбовской области
Школа для Тома Сойера, Рустам Курбатов, директор частной школы «Ковчег XXI», Москва

Английский язык
Дмитрий Никитин, Ярославль
English Language Teachers community, Таллинн
Shamrock. This blog is supposed to help the students of Karjamaa Gymnasium learn English, Таллинн
Elista Access School, Элиста
Заметки учителя английского языка
Надежда Каленикова, Москва

Русский язык и литература
Пчела, Таллинн
Уроки творчества, Таллинн
Подготовка к ЕГЭ/ГИА , Рузалия Фаткуллина, Самарская область

Математика
Л.Свирина, Таллинн
Людмила Чипышева, Челябинск
Копилка, Таллинн
Signum, cетевое сообщество учителей математики и информатики Эстонии, Таллинн
Живая геометрия, Иван Храповицкий, Беларусь

Химия
«Алхимики», Носова Е. Ю., г. Тольятти

Начальная школа
Светлана Шейкина , с. Васильевка Самарской области
Таисия Зуева, Архангельск
Ирина Жакулина, г. Чапаевск Самарской области
Ольга Плотникова, г. Очёр, Пермский край
Елена Малахова, г. Балашов, Саратовская область
Ольга Асафьева, Новокубанск, Краснодарский край
Валентина Шуруто, г. Нижневартовск
Блог учителей начальных классов ЛСОШ № 1, г. Луховицы Московской области
«Портфолио», Данько Ю. Г., с. Ивановка, Амурская область
Елена Разживина, С.-Петербург

Информатика
Ольга Пивненко, Санкт-Петербург
Организация учебной работы при помощи блога, Марина Курвитс, г. Таллин
«Блог простого учителя», Сергей Афонин, Егорьевский район Московской области
Информатика и ИКТ, Маргарита Куликова, г. Краснодар

Технологии
ПЧЕЛКА. Блог материалов по ручному творчеству, Ольга Плотникова, г. Очёр, Пермский край
Татьяна Думенко, г. Нижневартовск

Музыка
Mир музыки, Елена Трубина, Силламяэ, Эстония
Без музыки не проживу и дня... , Ирина Ананьева, C.-Петербург

Методисты
«Дидактор: дидактика, мультимедийные уроки и педагогическая техника», Георгий Аствацатуров, Краснодар

История
КЛИО. Клуб любителей истории Татьяна Смирнова, Псковская область

География
Географочка, Лилия Казанцева, г. Краснодар

Библиотека
«САМЫЙ ПОЛНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ БЛОГОВ», собранный Любовью Брюховой, библиотекарем из г. Новоуральска Свердловской области

Коррекционные педагоги
Блог педагогов коррекционной школы VIII вида № 9, Елена Космовская, г. Мыски Кемеровской области

Психологи
Психологические знания, Шелепанова Надежда, Новосибирск