СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Автор: Полесская Светлана Владимировна, ГБОУ дополнительного образования детей детский морской центр Кронштадтского района Санкт–Петербурга «Юный моряк», методист, стаж работы 4 года, первая квалификационная категория. |
Одним из стратегических направлений современной модели образования, предложенной государством профессионально - педагогическому сообществу, является дальнейшее развитие общего образования на основе индивидуализации, реализации компетентностного подхода и использования свободного от уроков времени в качестве ценнейшего ресурса дополнительного образования и самообразования.
Основным механизмом реализации данного направления является обновление образовательных стандартов образования.
Выполнение требований стандартов возможно, на наш взгляд, посредством интеграции разных типов образовательных учреждений, оптимального использования их кадрового, научно – методического и материально- технического потенциала в интересах развития личности учащихся.
Взаимодействие общего и дополнительного образования возникло и укреплялось на разных этапах становления и развития образования в России. Такое взаимодействие изначально было направлено на расширение возможностей общего образования.
Сегодня интеграция основного и дополнительного образования является одним из наиболее эффективных методов, способствующих занятости детей во внеурочное время и решает многие проблемы современного образования и воспитания: способствует развитию индивидуальности детей, расширяет их творческие возможности, повышает интеллектуальный потенциал, воспитывают гражданственность, помогает адаптироваться в сложных условиях постоянно меняющегося общества. Дополнительное образование детей тесно связано с базовым образованием. Эти две составляющие образовательного процесса взаимно расширяют и углубляют друг друга, создавая особое единое пространство жизнедеятельности детей и взрослых, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности вносит свой вклад в развитие личности ребёнка. Сегодня образование должно ориентироваться не только на результат, но и преследовать шанс на успех, который можно предоставить ребёнку, используя все без исключения источники образования: систему общего образования, дополнительное образование, самообразование, опыт социальной деятельности.
За годы своего существования учреждения дополнительного образования детей разработали образовательные программы, которые способствуют эффективности интегративного процесса, т.к. они соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их реализации в конкретном образовательном учреждении, помогают детям сформировать собственную ценностную позицию, стимулируют их самообразование и саморазвитие.
Приоритетами дополнительного образования являются:
• создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
• свободный выбор учащимися дополнительных образовательных программ и направлений деятельности;
• создание ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей и возможностей детей;
• воспитание учащихся через социально - значимую деятельность;
• выявление и поддержка одаренных детей.
На протяжении 29 лет детский морской центр «Юный моряк» проводит работу по воспитанию учащихся на традициях Российского флота, Санкт- Петербурга и Кронштадта, способствует их профессиональной ориентации, популяризации профессии моряков, проводит работу по физической закалке.
ДМЦ «Юный моряк» осуществляет свою деятельность на основе Программы развития и рассматривается как центр по военно - патриотическому воспитанию учащихся и допризывной молодёжи в Кронштадтском районе.
Единство пространства воспитания мы видим через взаимодействие Центра и ОУ района в ходе реализации Государственной Программы патриотического воспитания граждан РФ.
В Программе развития детского морского центра «Юный моряк» на 2011-2016 годы одним из проектов является «Социально - педагогическое партнёрство по организации внеурочной деятельности учащихся в воспитательной среде района».
Основные задачи проекта:
• укрепление отношений сотрудничества с образовательными учреждениями по внеурочной деятельности;
• накопление опыта сотворчества педагогов, детей и родителей, общественности, учреждений и организаций района по внеурочной деятельности;
• расширение контактов с учреждениями, имеющими современную научно – техническую базу для организации занятий.
Механизм реализации проекта - расширение и развитие внешних связей, которые строятся на взаимной заинтересованности, взаимной помощи, взаимной выгоде в реализуемом образовательном процессе. С каждым образовательным учреждением процесс сотрудничества у нас проходит по-разному. Различны содержание и масштабы совместной деятельности. Но основным приоритетом, как правило, всегда остаётся реализация лицензированных дополнительных образовательных программ учебно-воспитательного процесса в сфере дополнительного образования, осуществление внеурочной деятельности квалифицированными специалистами по направлениям.
Главный ориентир развития воспитательной системы ДМЦ – уклад жизни, ориентирующий на принятие традиционных ценностей, развивающейся в условиях становления новой культуры образования, рассматриваемой в качестве инновационного потенциала общества, гарантирующей качественное и доступное образование, обеспечивающее успешную социализацию выпускников.
Организация современного образовательного процесса в ДМЦ строится с учётом социального заказа, запросов обучающихся их родителей и педагогов ОУ района.
Основной позицией наших педагогов является создание эффективной образовательной среды, помощь в профессиональном самоопределении обучающихся, содействие в выстраивании индивидуального маршрута обучения.
Основной принцип образовательной деятельности в объединениях нашего центра - «от теории к практике», т.е. на занятиях ребята применяют знания, полученные в школе.
Так в объединении «Судовождении» прокладка курса корабля невозможна без основ математики, физики, астрономии.
В объединениях туристко-краеведческой направленности широко применяются совместные исследовательские и проектные методы, по изучению родного края.
В объединениях научно-технической направленности для создания плоскостных и объёмных моделей учащиеся самостоятельно используя математические расчёты, делают выкройки и лекала.
Второй по значимости ценностный приоритет ДМЦ– информационно – методическая деятельность.
Методическая служба ДМЦ использует разнообразные формы, способствующие расширению взаимодействия с ОУ района:
• проведение семинаров для заместителей директоров ОУ по воспитательной работе, классных руководителей и преподавателей ОБЖ по актуальным вопросам, формам и методам организации патриотического и гражданского воспитания.
• консультации для учителей истории и краеведения по проведению историко - краеведческих конкурсов «Мой родной город» «Кронштадт - город морской и воинской славы», «На румбах морской славы» ,по участию школьников в Межрегиональном конкурсе Центра Национальной Славы.
• организация смотра конкурса методической продукции,
• обмен опытом работы, мини - занятия, мастер - классы для классных руководителей, на которых учителя видят своих учащихся в творческой активной деятельности,
• создание банка данных образовательных программ, проектов и методических материалов по героико – патриотическому воспитанию.
Третий по значимости приоритет нашего Центра – это школ выражающиеся, прежде организация и проведение массовых досуговых мероприятий для учащихся ОУ района.
В ДМЦ сложилась система мероприятий по героико-патриотической направленности для школьников ОУ района и воспитанников ДМЦ.
О высоком качественном уровне проведения мероприятий на базе нашего Центра свидетельствует активная их посещаемость и позитивная оценка мероприятий участниками. Участие школьников ОУ в массовых мероприятиях по героико – патриотическому воспитанию позволило им приобрести опыт нравственно значимого поступка через общественную значимую деятельность.
Образовательными учреждениями района востребованы проекты по истории нашего города и Российского флота:
• «Кронштадт – мой родной город» для учащихся 5-х классов;
• «Кронштадт – город морской и воинской славы » для учащихся 6-х классов;
• «Всё о флоте» для учащихся 7-х классов;
• «На румбах морской славы» - для учащихся 10-х классов.
Лучшие исследовательские работы и презентационные материалы этих проектов становятся победителями и лауреатами Межрегионального историко – патриотического конкурса Центра Национальной Славы.
Для учащихся ОУ и воспитанников ДМЦ проводятся районные праздники:
«День Знаний»,
«День Адмирала»,
«Ленинград. Война. Блокада»,
«Ветераны, наденьте ордена!»
В рамках подготовки допризывной молодёжи к службе в рядах защитников Отечества учащиеся старших классов активно участвуют в районных лично - комплексных соревнованиях «Юный патриот», Рыцарский турнир «Гардемарины, вперёд!», шлюпочные гонки «Паруса надежды», в Месячнике оборонно- массовой работы «Защита Отечества – твоё призвание», в рамках которого проходят районные соревнования по сборке- разборке АК и снаряжению магазина к нему, по спортивному двоеборью, по пневматической стрельбе «Памяти снайпера Петровой Н.П.»
С июня по август учащиеся ОУ проходят в летнюю плавательную практику на учебном судне «А.Маринеско».
Наряду с отдыхом и оздоровлением детей педагогами ДМЦ создаются условия для развития творческого и интеллектуального потенциала ребят, реализации их возможностей с учетом интересов, желаний и потребностей.
Во время походов учащиеся получают первичные навыки морских специальностей, соревнуются по прикладным видам морского многоборья, участвуют в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх, вахтах памяти и волонтёрской деятельности по сохранению исторических мест и захоронений защитников Отечества на фортах Обручев и Тотлебен. Кроме того, у ребят формируются товарищеские взаимоотношения, воспитывается целеустремлённость, инициативность, чувство коллективизма и ответственности, умение прийти на помощь.
Правильно организованная система совместной деятельности ОУ и ДМЦ представляет собой ту сферу, в условиях которой максимально развиваются и формируются познавательные потребности каждого учащегося и обеспечивается воспитание свободной личности.
Верно сделанный выбор форм интеграции позволил обеспечить реальные результаты, как для учащихся, так и для образовательных учреждений.
Результаты для учащихся:
• увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности,
• расширяет тематику изучаемого материала,
• повышает роль самостоятельной работы,
• реализует лучшие личностные качества.
Результаты для ОУ:
• адекватность современным требованиям образования и воспитания,
• объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем,
• появление новых перспектив развития.
И в заключение, хочется отметить, что дополнительное образование нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, расширяющему возможности реализуемых образовательных стандартов. Дополнительное образование – самоценная система образования, во многом отличающаяся от общего образования. Основная отличительная особенность дополнительного образования – состоит в том, что главным условием определения содержания и организации всей педагогической деятельности является право свободного выбора, что делает дополнительное образование альтернативным, по своей основной сути, общему образованию. Но именно их соединение в единую систему дает то, что принято считать образованием человека в течение всей жизни, то есть полноценным, действительно современным образованием.