Email
Пароль

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА СПб


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
КРОНШТАДТСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



Яндекс.Метрика
↑ вверх Печать

Выпуск № 1. (апрель 2012 года). » Проблемы развития образовательных систем

З.В.Лексина. Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития ОУ.


Автор: Лексина Зоя Васильевна, ГБОУ СОШ №425 имени академика П.Л.Капицы Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, стаж работы 24 года, высшая квалификационная категория.


   Развитие инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения качества образования в современной школе. Стратегическое планирование деятельности школы, построение учебно-воспитательного процесса, использование современных педагогических технологий становятся значимыми не только для директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса. Как добиться результатов школе, каждому учителю? Как должна действовать управленческая команда, методист ОУ для формирования инновационной культуры учителя?
   Ключевыми направлениями повышения качества образования в современной школе является развитие инновационной деятельности. Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставить шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку. Развитие ОУ обусловлено использованием следующих ресурсов:
    • инновационная деятельность школы;
    • организация взаимодействия с родителями учащихся, социумом;
    • образовательные технологии, соответствующие перспективным целям образования;
    • повышение квалификации, в том числе за счет внутришкольного образования;
    • использование сети ОУ района и города;
    • социальное партнерство.

   К этому можно добавить – управленческую команду – один из главных инновационных ресурсов развития школы.
   Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:
   1. Согласованности целей и ценностей содержания обучения, особенности воспитания;
   2. Степень развития профессиональных отношений: умение быстро решать задачи; генерация нестандартных решений (креативность); кодекс чести профессионала, который не позволит делать плохо.
   3. Превращение педколлектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.

   В этом случае стратегическое планирование, современные педагогические технологии, построение учебно-воспитательного процесса становятся значимыми не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса. Необходимость исследования формирования инновационной культуры объективно вызвана активным развертыванием инновационных циклов в политике, экономике и социальной жизни современной России.
   Социально-экономические тенденции российского государства и общества характеризуются поворотом к новой экономике, что означает и обновление средств производств новейшими, сверхточными технологиями, и развитие субъекта труда, формирование его инновационной культуры. Инновационная культура связана со специальным созданием определенных форм ее существования и социально обусловленного содержания, поскольку именно ее уникальная форма и особое содержание носит человеко-творческий характер.
   «Вхождение» в инновационную культуру сопровождается внутренними изменениями самого человека. Творить, создавать, а значит, и формировать человека – прямая и основная функция инновационной культуры. Психологические закономерности формирования инновационной культуры определяются взаимосвязью с ее развитием. Под ее формированием в ряде исследования подразумевается специально организованный процесс личностного становления или развития под воздействием внешних и внутренних факторов в процессе деятельности, причем внешнему воздействию уделяется значительная роль.
   Формирование инновационной культуры ведет к качественно новому уровню развития человека как субъекта инновационной деятельности, благодаря опосредованности, с которой связана не только социализация, но и развитие мышления, рефлексия, а значит и социальное мышление и осознанное самоуправление. Формирование инновационной культуры – это специально-организованная, последовательная деятельность, задающая внешние условия с целью изменить уровень инновационной культуры личности.
   Формирование инновационной культуры с точки зрения его компонентного состава и последовательной реализации представлено следующим образом:
   •КОМПОНЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ: стратегия, цели и задачи.
   •КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ: познавательно-информационное: знания и умения; ценностно-мотивационное: ценности и мотивы деятельности; деятельностное: действия, поступки, технологии.
   •ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ: формы, методы, средства технологии формирования, способы взаимодействия.
   •РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: модель результатов – уровни, критерии, оценка, анализ.
   •КОМПОНЕНТ КОРРЕКЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ: устранение недостатков, установление обратной связи; предупреждающие и корректирующие действия.[1]

   Взаимообусловленность межкомпонентных связей обеспечивает динамичность и функционирование структуры.
   Процессуальный аспект:
    I этап – внешнее воздействие;
   II этап – переход внешнего влияния во внутренние механизмы становления, развития, непосредственно внутренняя работа.
   III этап – результат внутренней работы во внешних характеристиках.

   С.Л.Рубенштейн замечал, что внешнее влияет через внутреннее, внешнее социальное влияние преломляется через личность.
   В процессе формирования инновационной культуры мы видим диалектическое единство формирования с развитием. Формирование опирается на развитие, и одновременное целенаправленное развитие исходит от формирования. Формирование инновационной культуры личности проявляется как общественно обусловленный процесс. Решающая роль принадлежит обучению, которое способствует усвоению социального опыта (игра, учение, общение, выполнение труда).
   Центральным звеном в формировании инновационной культуры является развитие мотивации личности – потребностей, желаний, стремлений и намерений.
   Формируемые потребности ведут за собой усвоение новых компонентов инновационной культуры, расширяют имеющиеся, а усвоенные способы деятельности затем и сами побуждают человека к совершенствованию и развитию инновационной культуры. [1]
   Помимо элементов появляется и высшие чувства относительно инновационной деятельности: эстетические, моральные, интеллектуальные. Появляются знания ставшие мотивацией поведения и деятельности человека.
   Стратегическими ориентирами формирования инновационной культуры в школе становятся:
    • повышение профессиональной компетентности учителя;
    • умение работать в информационно - образовательной среде;
    • толерантность, коммуникабельная способность к сотрудничеству;
    • готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.

   Формирование инновационной культуры более успешно осуществляются в информационно-образовательной среде - системном комплексе информационных, технических и административно-организационных компонентов, ориентированных на удовлетворение потребностей учителя с учетом уровня сформированности инновационной культуры.
   Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутриколлективных деловых и неформальных связей. [2] А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Создавая команду, важно помнить о «плюсах» и «минусах» командной работы.

"Плюс"
Показатель
Содержание
ПрофессиональныйВремяКоманда профессионалов способна быстро и эффективно решать задачу, на которую обычно уходит значительное время
КреативностьКоманда профессионалов способна генерировать нестандартные решения, создавая "копилку решений"
Качество"Кодекс чести" профессионала не позволит делать работу некачественно
КоммуникативныйСтильВ команде отрабатывается стиль сотрудничества и взаимной поддержки
КоординацияКаждый из членов команды гибко участвует в координации работ
СоциальныйИмиджНаличие команды создает школе выгодный имидж, вызывая у партнеров доверие
ПерспективаПри наличии команды школа имеет преимущества при реализации стратегического плана
ДуховныйЦенностиРабота в команде формирует созидательную систему ценностей у каждого члена
РостРабота в команде всегда содействует личностному и профессиональному росту членов команды, а значит и повышает эффективность команды в целом
                                  Положительные стороны командной работы [3]

   Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.
   Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.
   Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.
   Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства Санкт-Петербурга, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют школе достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса:
    • Курсовое обучение: многопрофильное: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, (более 80% педагогов школы прошли курсы повышения квалификации на площадках разных образовательные учреждений: АППО, РГПУ имени А.Герцена, ИТМО, РЦИОк, СПбГУ).
    • Создание организационных структур: творческие микро-группы; рабочие группы; управленческая команда.
    • Участие в конкурсах районного, городского уровня:
      В рамках НПП «Образование» в 2007 г., 2009 году школа стала победителем в конкурсах:
       -на лучшую школу, внедряющую инновационные технологии;
       -«Лучший учитель РФ» - Сотова Л.П.- учитель физики;
       -«Лучший учитель РФ» -Сорокина С.В. – учитель математики;
       -«Лучший учитель Санкт-Петербурга» Субарнова О.И. –учитель начальных классов;
       -«Лучший руководитель Санкт-Петербурга»- Горлатова Е.В.;
       -Учитель английского языка Ярцева Диана Олеговна: лауреат районного конкурса педагогического мастерства 2010/2011 г. в номинации «Педагогические надежды», призер (3 место) в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»;
       -городской Фестиваль «Применение ИКТ в учебной деятельности» – учитель математики Сорокина Светлана Владимировна победитель в номинации «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе»; учитель биологии Мироненко Тамара Владимировна - победитель районного тура Фестиваля в номинации «Использование программных продуктов на уроках биологии»
       -Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя» - учитель Звонцева Ирина Валентиновна (победитель конкурса в номинации «Лучший инновационный продукт» проект «Азбука добра»).

    • Тематические педсоветы: «Современные педагогические технологии», Инновационная культура педагога» (2011/12 учебный год); «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», «Урок как среда взаимодействия» (2010/11 учебный год); «Проектная деятельность», «Образовательная траектория ученика как средство развития его индивидуальности» (2009/10 учебный год).
    • Создание информационно-образовательной среды: приглашение представителей науки, специалистов предметных кафедр АППО (кафедра управления и кафедра инновационных изменений в образовании);
    • Обобщение и распространения опыта учителей: традиционная неделя педагогического мастерства, педагогические чтения, выступления на педагогических советах, круглых столах.
   • Различные формы повышения самообразования: психолого-педагогические семинары; научно-практическая конференция; педагогические чтения; индивидуальное наставничество; выпуск методических бюллетеней, методических выставок; проект «Школа цифрового века» сайты учителей.
    • Взаимопосещение уроков.

   Аттестация учителей в новой форме способствует также развитию творчества учителей, повышению его инновационной культуры.
   Стимулирование членов педагогического коллектива, поощрение на итоговом педсовете через различные номинации, премии.

                           Наполнить жизнь ученика добром и красотой,
                           Раскрыть и углубить его сознание,
                           Он в жизнь приходит не пустой –
                           С потенциалом скрытых знаний.
                           Из прошлых жизней он несет с собой
                           Способности, возможности, таланты,
                           И мы должны с любовью, добротой
                           Помочь раскрыть, отшлифовать брильянты.
                                                                                          Н.Комисаренко


     Список источников
  1. В.И.Долгова, О.А.Шумакова. Психологические закономерности формирования инновационной культуры. Мир науки, культуры, образования, №1 (13). 2009
    2. Жуковский И.В. особенности создания педагогической команды. М., 2005.
    3. Светенко Т.В., Галковская Г.В. Инновационный менеджмент в управлении школой М.: АПКиППРО, 2009.